И изменяются в процессе деятельности. Резко выраженные, устойчивые и ак-

Тивные ск-юнности у детей встречаются не так уж часто. Подросток стоит пе-

Ред выбором сферы деятельности. Но только практически, в ходе самой Дея-

Тельности выяснится, подходит она ему или нет. Если я никогда не пробовал

Рисовать, откуда я узнаю, имеется ли у меня талант художника? А все формы

Деятельности испробовать невозможно.,

Самоопределение есть одновременно и самоограничение. Школьник в

профессиональном отношении еще никто, <чистая потенция>. Он может быть и

Слесарем, и врачом, и космонавтом. Выбор специальности делает человека чем-

То определенным, он получает определенную сферу деятельности, в которой

Предметах реализуются егосилы способности.. Но это означает вместе с тем

Отказ от многих других.видов деятельности. И.хотяэтосовершннов порядке

Гвещей, сделать ответственный и самоограничивающий выбор отнюдь не просто.

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенча-

Тый процесс, который можно рассматривать под разными углами зрения. Во-

Первых, как;серию задач, которые общество ставит перед формирующейся лич-

Моетью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течемие

Определенного периода времени. Во-вторых, как Процесс принятия решений,

Посредствой которых-индивидустанавливает баланс между своими предпоч-

Тениями и склонностями, с.одной стороны, и потребностями существующей

,еистемы:общес.твенного разделения труда - с другой. В-третьих, как.Проце-сс

Формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является нросЬес-

Сиюнальная деятельность.

Выбор профессии - сложный и длительный процесс. Здесь существуют

Две опасности. Один полюс - затягивание и откладывание старшеклассником

Профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь

Выраженных и устойчивых интересов. Эта задержка часто сочетается с общей

Незрелостью, инфантильностью поведения и социальных ориентаций.

Попытки родителей ускорить, форсировать этот процесс с помощью пря-

мого психологического нажима (<Ну, когда ты в конце концов определишься?

Я в твоем возрасте...>), как правило, дают отрицательные результаты, вызывая

У детей рост тревожности, а иногда и негативистский отказ от всякого само-

Определения, нежелание вообще что-либо выбирать, уход в разного рода хобби

И т. п. Помощь здесь может быть только органической - своевременное, на

Всем протяжении учебы, расширение кругозора и интересов ребенка, ознаком-

Ление его с разными видами деятельности и практическое приобщение к труду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: