Тивные ск-юнности у детей встречаются не так уж часто. Подросток стоит пе-
Ред выбором сферы деятельности. Но только практически, в ходе самой Дея-
Тельности выяснится, подходит она ему или нет. Если я никогда не пробовал
Рисовать, откуда я узнаю, имеется ли у меня талант художника? А все формы
Деятельности испробовать невозможно.,
Самоопределение есть одновременно и самоограничение. Школьник в
профессиональном отношении еще никто, <чистая потенция>. Он может быть и
Слесарем, и врачом, и космонавтом. Выбор специальности делает человека чем-
То определенным, он получает определенную сферу деятельности, в которой
Предметах реализуются егосилы способности.. Но это означает вместе с тем
Отказ от многих других.видов деятельности. И.хотяэтосовершннов порядке
Гвещей, сделать ответственный и самоограничивающий выбор отнюдь не просто.
Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенча-
Тый процесс, который можно рассматривать под разными углами зрения. Во-
Первых, как;серию задач, которые общество ставит перед формирующейся лич-
Моетью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течемие
Определенного периода времени. Во-вторых, как Процесс принятия решений,
Посредствой которых-индивидустанавливает баланс между своими предпоч-
Тениями и склонностями, с.одной стороны, и потребностями существующей
,еистемы:общес.твенного разделения труда - с другой. В-третьих, как.Проце-сс
Формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является нросЬес-
Сиюнальная деятельность.
Выбор профессии - сложный и длительный процесс. Здесь существуют
Две опасности. Один полюс - затягивание и откладывание старшеклассником
Профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь
Выраженных и устойчивых интересов. Эта задержка часто сочетается с общей
Незрелостью, инфантильностью поведения и социальных ориентаций.
Попытки родителей ускорить, форсировать этот процесс с помощью пря-
мого психологического нажима (<Ну, когда ты в конце концов определишься?
Я в твоем возрасте...>), как правило, дают отрицательные результаты, вызывая
У детей рост тревожности, а иногда и негативистский отказ от всякого само-
Определения, нежелание вообще что-либо выбирать, уход в разного рода хобби
И т. п. Помощь здесь может быть только органической - своевременное, на
Всем протяжении учебы, расширение кругозора и интересов ребенка, ознаком-
Ление его с разными видами деятельности и практическое приобщение к труду.