половины. Причем к старшим курсам число студентов, которые не удо]
летворены избранной специальностью, не сокращается, а растет. Это мож<
Объясняться разными причинами: уровнем преподавания в конкретном вуз.
Обнаружением теневых сторон будущей специальности, которых школьник i-.
Видел, и т. д. У многих неудовлетворенность - это просто кризисная точка
развитии, которая пройдет, когда начнется практическая работа; Но на рабо]
Молодого специалиста подстегивают новые трудности. Один не справляется
Высоким уровнем ответственности, другой, напротив, обнаруживает, ч-И
Должностные требования значительно ниже уровня полученного им образование
И т.п.
По данным социолога В. Н. Шубкина, через 7 лет после окончани]
Школы удовлетворенность своим положением у тех, кто пытался поступить i
Вуз, но сорвался и пошел работать, оказалась не только не ниже, а дажевыша
Чем у тех, кто благополучно поступили окончил вуз. Что стоит за этим
|
|
Фактами? Может быть, дело в том, что хорошее выполнение относительно
Простой работы дает большее моральное удовлетворение, чем посредственною
Выполнение сложного труда? Или тот, кто раньше начал работать, болыш
Зарабатывает и чувствует себя уже вполне сложившимся человеком, тогда ка1
Студент или начинающий инженер еще не знает, какой из него получится спе-
Циалист? А может быть, люди, не реализовавшие свою мечту, просто снизили
Уровень притязаний и получают удовлетворение не от содержания труда, a oi
Чего-то другого, например от материального благополучия?
Некоторые родители пытаются выбирать жизненный путь за своих детей.
Но выбор, сделанный другими, не способствует формированию у юноши соз-
Нания своей личной ответственности. Самостоятельность, которую мы все
Высоко ценим, возникает только в демократичной, творческой атмосфере.
Таких людей нельзя вырастить в тепличной обстановке или в атмосфере
Казенной дисциплины, ориентированной на пассивное послушание. Нравст-
Венный опыт личности не менее важен, чем ее умственное развитие. Старше-
Классник, ради получения хорошей характеристики не осмеливающийся возра-
Зить классному руководителю и поддержать товарища, в правоте которого он
Убежден, накапливает опыт приспособленчества. Привычка к завышенным
Отметкам в школе психологически и морально подготавливает юношу к буду-
Щему очковтирательству.
Истинное воспитание, писал В. А. Сухомлинский, <совершается только
Тогда, когда есть самовоспитание. А самовоспитание - это человеческое до-