С профессиональной ориентацией и участием в общественно полезном труде
Стало улучшаться, но те трудовые и общественно-политические дела, которые
Предлагает ребятам школа, сплошь и рядом ниже их реальных возможностей и
Поэтому не вызывают у них настоящего интереса.
Очень многое здесь зависит от семьи. Во-первых, в семье ребенок прак-
Тически включается (или не включается) в полезную трудовую деятельность,
Что формирует его общее отнощение к труду. Во-вторых, родители существенно
влияют на содержание юношеских жизненных планов.
Подросток вначале пытается предвосхитить свое будущее, не задумыва-
Ясь о средствах его достижения. Его образы будущего ориентированы на ре-
Зультат, а н,е на процесс развития: подросток может очень живо, в деталях.
Представлять свое будущее общественное положение, не задумываясь над тем,
Что для этого нужно сделать. Отсюда и характерная завышенность уровня при-
тязаний, потребность видеть себя непременно выдающимся, великим <я "
своем представлении - г,а~~---
Дорогу, и рядом, со мной мои друзья, - пишет 15-летний Витя из Новоси
Бирска.-Или вдруг - испытатель новых парашютов, когда от твоего умения
Зависит жизнь очень и очень многих Людей. Иногда я - хирург,.который Делаеэ
пересадку сердца умирающему человеку, или просто врач - врач <скорой>....Я
задерживаю опасного преступника, я спасаю горящее поле, я.;/> > 1
Это письмо довольно характерно. Мальчик стремится сделать что-то хоро-1
шее, важное, социально значимое. Но мечты его еще совершенно детские:
главное -быть,героем, авчем и как -дальше видно будет.: "i, \
Жизненный план в точном смысле этого слова возникает/только тогда, i
Когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и
Способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те
Объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого Понадобятся. В
Отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной.
жизненный план- это план деятельности, поэтому он заземляется в первую
Очередь на выборе.профессии......
Но как.найти свое призвание?,.-;.:
Понятие <призвание> имело первоначально религиозмый смысл: подра-
Зумевалось, что это бог призывает человека к. определенной деятельности, дав
Ему соответствующий социальный статус или путем индивидуального откро-
Вения. Сегодня призванием обычно называют единство субъективных склон-
Ностей и способностей к той или иной деятельности, в которой личность видит
Главную сферу самореализации. Но склонности и интересы сами формируются