Понятие психологической травмы

Прежде чем говорить о психологической травме, раз­беремся, что такое травма вообще. «Советский энцикло­педический словарь» дает следующее определение: «ТРАВМА (от греч. trauтa ­ рана), повреждение тканей организма человека или животного с нарушением их целостности и функций, вызванное внешним (главным образом механи­ческим, термическим) воздействием». По аналогии мы могли бы определить психическую травму как нарушение целостности функций психики человека, вызванное внешним воздействием на нее. И, вероятно, так же как травматология занимается изучением причин, видов, течения, методов профилактики и лечения травм, так и область психологии, занимающаяся психологическими травмами, должна изучать их причины, виды, течение, методы профилактики и лечения (или психологической коррекции).

В отличие от понятия травмы, когда мы говорим о психи­ческой травме, мы не можем просто ограничиться указа­нием на нарушения психики в результате внешних воздействий, так как в таком случае речь идет просто о психогенных нарушениях и понятие психической травмы просто оказывается не нужным. Однако те или иные психогенные нарушения, связанные, скажем, с неправиль­ным воспитанием по типу «кумир семьи», вряд ли можно назвать психической травмой. Поэтому нам надо дать бо­лее узкое определение психической травмы, которое по­зволило бы подчеркнуть ее специфичность и отличие от других видов психогений.

Для определения травмы, как правило, идут по одному из трех путей: либо определяют травму через события, которые ее вызывают, либо через переживания, вызванные этим событием, либо через последствия, которые прояв­ляются через какое-то время.

Ч. Фигли, определяя травму через события, предложил три основных критерия для определения травмы: событие должно быть неожиданным, опасным и подавляющим.

Согласно DSM­III, травма подтверждается, когда событие:

1) неожиданно и явно находится за пределами обыденного опыта человека;

2) регулярно переживается вновь тем или иным способом;

3) способно вызывать устойчивое избегание стимулов, связанных с травмой, или оцепе­нение общей чувствительности;

4) способно стимулировать устойчивые симптомы повышенного возбуждения, не присутствующего до травмы, ­ то есть определение дается через последствия события.

Ван­дер­ Колк рассматривал психологическую травму как такое жизненное переживание, которое «подавляет как психические, так и биологические механизмы управления».

Порой можно столкнуться с чрезмерным расширением понятия травмы, когда оно теряет свою уникальность. Например, Калшед использует слово «травма» «для обозначе­ния всякого переживания, которое вызывает непереносимые душевные страдания или тревогу у ребенка. Переживание является "непереносимым" в том случае, когда обычных за­щитных ­мер психики, которые Фрейд обозначил как "защитный экран от стимулов", оказывается недостаточно. Травма в таком понимании ­ это и острое разрушительное переживание детского абьюза, о котором так часто упоми­нается в современной литературе, и "кумулятивная травма, вызванная неудовлетворенными потребностями в зависимо­сти"».

Таким образом, большинство авторов сходится на том, что мы говорим о психической травме, когда имеется некоторое психологически тяжелое, травмирующее собы­тие, вызывающее глубокие переживания, с которыми тяжело справиться, и развитие определенных симптомов.

Важно отметить и то, что в целом ряде случаев мы можем сталкиваться с отсроченным переживанием, так сказать, с травмой осознания. Существует несколько вариантов подобного травматичного осознания. Самый простой случай ­ когда в тот момент события человек просто не полностью понимал (в силу своего возраста, недостатка информации или опыта), что происходит. Со временем или получив новую информа­цию, он может иногда заново пережить событие уже как крайне травматичное. Причем это осознание может про­изойти как вскоре после события, так и спустя достаточ­ное длительное время. С подобной травмой понимания приходится сталкиваться, работая с людьми, которые были в детстве жертвами сексуальных домогательств, но только в подростковом или юношеском возрасте поняли, что про­исходило, и пережили настоящую травму. Другой вариант травмы осознания -­ травма оценки. Многим людям в той или иной степени приходится сталкиваться с подобным, когда в момент стрессовой ситуации они действовали спокойно, собранно и адекватно, и только потом оценили произошедшее (сами или под влиянием других людей) и перепугались задним числом. Именно с этого момента пе­реоценки может начать развиваться травматическая реакция. Правда, в данном случае событие и оценка его, как правило, обычно бывают не столь разнесены во времени. Третий вариант травмы осознания можно было бы назвать травмой воображения. Это связано с теми случаями, когда во время или после события человек начинает представ­лять себе возможные кошмарные последствия. (Кстати, таким образом наше воображение порой способно сделать травмирующими достаточно нейтральные события.) Отметим, что во всех трех случаях осознания и понимание, и оценка, и воображение может не переживаться как крайне тяжелые и не вести к развитию психологической травмы. Надо учитывать, что в целом ряде случаев событие, не воспринимаемое большинством людей как травмирующее, будет восприниматься как таковое данным конкретным человеком. Особенно ярко это заметно в различии воспри­ятия детей и взрослых. Утрату любимой игрушки большин­ство взрослых не будет рассматривать как психологическую травму, но для ребенка это может быть очень тяжелое событие (иногда более тяжелое, чем утрата родственника).

Таким образом, исследование психологической травмы должно быть исследованием процесса от момента события и его переживания до момента нормализации состояния и интеграции пережитого в виде части воспоминаний или через развитие болезненных симптомов до определенных измене­ний на личностном и смысловом уровне.

Кризис, от греческого krineo, бувально означает «разделение дорог». В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, один из которых означает «опасность», а другой – «возможность». Таким образом, слово «кризис» несет в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости в действии. Само понятие «кризис» реально означает острую ситуацию для принятия какого то решения, поворотный пункт, важнейший момент.

Кризис определяется психологически как ситуация невозможности, невозможности дальнейшего существования в прежнем статусе, т. е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей). При упоминании о кризисе имеется в виду острое эмоциональное состояние, возникающее в ситуации столкновения личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших жизненных потребностей, препятствием, которое не может быть устранено способами решения проблемы, известными личности из ее прошлого жизненного опыта. Психологический кризис – это внутреннее нарушение эмоционального баланса, наступающее под влиянием угрозы, создаваемой внешними обстоятельствами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: