double arrow

Технологии психологического оздоровления

2

Традиционно психология здоровья рассматривает несколько уровней существования человека и характеризует их соответствующими уровнями здоровья, которые в совокупности составляют феномен целостного, интегративного здоровья индивида. Здоровье понимается как системный феномен, характеризующийся не просто комфортным состоянием человека на различных уровнях бытия – физическом, социально-психологическом, духовном, но и как обладание потенциалом, запасом определенных сил, возможностей проявления активности, ресурсов на всех этих уровнях. В рамках психологии здоровья изучается влияние психических факторов на сохранение здоровья, появление и протекание болезней.

Таблица 1.Сравнительные характеристики понятий «психическое» и «психологическое» здоровье

Уровень и качество психологического здоровья характеризуется показателями социально-психологической и индивидуально-психической адаптированности личности. Альтернатива норме в случае психического здоровья – это болезнь. Альтернатива норме в случае психологического здоровья – отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности продуктивного развития и оптимальной жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.




Это понятие включает, например, способности к саморегуляции, рефлексивные возможности, системы самосознания и Я-концепции, уровень сформированности и качество познавательных процессов, системы ценностно-смысловой регуляции. Когда говорится о психическом здоровье, речь идёт о здоровье как неотъемлемом свойстве психической системы и в качестве объекта изучения выступает психика на разных уровнях ее функционирования или системы (подсистемы) психической деятельности. В отличие от понятия “психическое здоровье” термин “психологическое здоровье” встречается пока не часто и обозначает всю совокупность индивидуально-личностных особенностей адаптации и предпосылок здорового образа жизни.

Разграничение понятий психического и психологического здоровья – еще не до конца решенная на сегодняшний день проблема, однако большинство психологов склоняются к определению психологического здоровья как некоего свойства личности, осознаваемое самой личностью и ее социальной группой в качестве ресурса. Психологическое здоровье выступает как атрибут личности –свойство, которое личности приписывается ее культурным окружением, социальной группой, осознаваемое самой личностью в качестве собственного достояния, ресурса, потенциала или био-психического «капитала».

Психическое и психологическое здоровье

В широком смысле здоровье определяется возможностью организма адаптироваться к новым условиям с минимальными затратами ресурсов и времени. Неотъемлемой составляющей общего здоровья является психическое здоровье(mental health). Б. С. Братусь выделяетследующие уровни психического здоровья:



1) осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

2) чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

3) критичность к себе и своей собственной психической деятельности и ее результатам;

4) адекватность психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

5) способность управлять своим поведением в соответствии с социальными нормами (правилами, законами);

6) способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать ее;

7) способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

По Г. Олпорту, психологически зрелый, здоровый человек характеризуется следующими чертами:

- широкие границы Я

- способность к теплым, сердечным социальным отношениям

- демонстрация эмоциональной стабильности и самоприятия

- реалистическое восприятие, опыт и притязания

- способность к самопознанию и чувство юмора

- цельная философия.

«Психическое здоровье», в соответствии с определением ВОЗ, понимается как состояние психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические условия жизнедеятельности, благодаря способности личности контролировать свое поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде.



Критерий Психическое здоровье Психологическое здоровье
Объект изучения Психика Личность
Основные ресурсы Наследственные психические качества и здоровье, отсутствие психиатрических заболеваний, протекание психофизиологических процессов Саморегуляция, познавательные процессы, свойства личности, позитивный эмоциональный фон
Альтернатива Заболевание: психиатрическое, невротическое, посттравматическое Дезадаптации, неспособность к выполнению задач жизнедеятельности

Сам термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон отечественной психологии не так давно И.В. Дубровиной. Под психологическим здоровьем ею понимаются психологические аспекты психического здоровья, т.е. все, что относится к личности в целом, включая высшие уровни ее самосознания, творческой и смыслопорождающей деятельности. Концепции психологического здоровья разрабатывались, начиная со второй половины прошлого столетия и в западной психологии, преимущественно, гуманистической направленности (Маслоу А.Г., 1997; Роджерс К.Р., 1994).Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека на разных стадиях его онтогенеза, выступает условием адекватного выполнения личностью социальных функций и ролей, достижения жизненных целей, решения актуальных задач, обеспечивает возможность конструктивного развития в течение всей жизни.

Основными критериями психологического здоровья разные авторы называют разные, но подчас схожие или перекликающиеся феномены. Рассматривая психическое или душевное здоровье, в качестве критерия часто называют отсутствие психиатрического диагноза, т.е. психических болезней, также как и отсутствие болезней тела для физи­ческого здоровья. Как указывает О.С. Васильева, основными критериями психологического здоровья могут являться:

- Здоровое тело;

- Ориентация на постоянное личностное развитие (личностный рост), самопринятие, при полном признание ценности другой личности;

- Базовое доверие – к собственным ресурсам, другим людям, жизни в целом;

- Гармония между различными составляющими человеческой природы: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т.п.;

- Выраженность социального интереса, который еще Адлер называл «барометром нор­мальности» и считал, что наши жизни ценны только в той степени, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других людей;

- Высокий уровень саморегуляции и способность адекватного приспособления;

- Зрелость личности (например, по критериям Г. Олпорта);

- Сформированность ВКЗ – внутренней картины здоровья и определенный уровень культуры здоровья;

- Развитая этическая система, сформированность морального сознания [ ].

Как предполагает Ф.Р. Филатов, психологическое здоровье можно описать как систему, включающую три компонента. Аксиологический компонент - это прежде всего ценности собственного «Я» человека и ценности «Я» других людей. Инструментальный компонент предполагает владение рефлексией для самосознания; потребностно-мотивационный компонент - наличие у человека потребности в саморазвитии. Самоотношение, рефлексия и саморазвитие взаимообусловлены и находятся в постоянном взаимодействии.

В наше время к определению психологического здоровья часто предлагается уровневый подход. Так, квысшему уровню психологического здоровья – креативному– можно отнести людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным отношением к действительности, не нуждающихся в психологической помощи. К среднему уровню – адаптивному – людей, в целом адаптированных к социуму, однако имеющих несколько повышенную тревожность и не имеющих запаса прочности психологического здоровья. Низший уровень – дезадаптивный: люди с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации.

Важными критериями можно также считать определенные лич­но­стные качества, присущие человеку, например, такие как безуслов­ное акцептирование или принятие, т.е. признание самоценности каж­дого человека и лишь на фоне такого отношения возможно выражение каких-то несогласий с его конкретными дейст­виями, словами, мыслями, чувствами. Этому понятию гуманистической психологии в обыденном сознании соответствуют такие человеческие особенности как смирение, терпение, кротость. Важнымявляется открытость человека себе, другим людям, в плане выражения своих мыслей и чувств, нахождения адекватных форм для их выражения. Естественность, конгруэнтность, оптимизм, ответственность и ряд других личностных качеств тоже являются показателями пси­хического здоровья.

Методами измерения характеристик психологического здоро­вья могут служить различные психологические тесты, которые определяют особенности эмоциональной сферы: уровень тревожности, уровень самооценки, личностные черты человека и др. Например, такие тесты как Розенц­вейг, Кеттел, MMPI и т.п., а также различные проективные тесты. Кроме этого, можно использовать метод наблюдения, в ча­стности, самонаблюдение, или интервью.В проведенном на кафедре психологии здоровья ЮФУ мониторинге психологического здоровья студентов было признано целесообразным использовать следующие диагностические методы: положение здоровья в ин­дивидуаль­ной иерархии ценностей; самооценка по параметру «здоровье»; когнитивная сложность представ­ле­ний о здоро­вье и ЗОЖ; общий уровень физической активности респондента; доминирующая стратегия разрешения проблемных и конфликтных си­туа­ций; самоотношение, самооценка и самоэффективность; внутренний/внешний локус контроля (УСК); ответственность за собственное здоровье; потребность в самореализации; мотивация достижения успеха; социальная фрустрированность.

На уровень психологиче­ского здоровья влияют следующие факторы:

- система отношений человека (повышают уровень психического здоровья позитивное отношение к себе, адекватная самооценку);

- особенности восприятия других людей и преобладающая стратегия отношений к другим (стратегия сотрудничества предполчтительнее стратегии соперничества);

- личностные особенности человека (например, преобладающий эмоциональный фон человека: от печали, раздражения, недовольства всем и всеми до спо­койного, умиротворенного, радостного восприятия всего происходя­щего).

К средствам психологического воздействия на данный уровень здоро­вья можно отнести работу по повышению эмоциональной устой­чивости человека, например, тренинг саморегуляции, различные виды аутогенной тренировки, образно-волевые настрои, медитации, кроме этого, коррекцию представлений, уста­новок человека, развитие волевой сферы, а также работу со стратегиями от­ношений с другими людьми. Всё это может проходить как в индивидуальной, так и групповой форме психоло­гического консуль­тирования, психокоррекционной и психотерапевтиче­ской работы.

Г.С. Никифоров развивает концепцию личностного адаптационного потенциала, который играет ключевую роль в ходе психической, физиологической и социальной адаптации человека. В зависимости от развития этого свойства можно прогнозировать успешность адаптации к разнообразным условиям среды и деятельности. Под личностным адаптационным потенциалом понимается уровень развития свойств личности, определяющих эффективность адаптации в процессе ее жизнедеятельности. Концепция адаптационного потенциала личности включает положение о том, что: чем выше адаптационные способности, тем выше вероятность нормального функционирования организма и эффективной деятельности человека при воздействии психогенных факторов внешней среды; оценить адаптационные возможности можно через оценку уровня нервно-психической устойчивости; личностный адаптационный потенциал определяет успешность адаптации, возможность сохранения здоровья и работоспособности, позволяет дифференцировать всех людей по степени устойчивости к воздействию психоэмоциональных стрессоров, а развитие личностных характеристик, составляющих личностный адаптационный потенциал должно быть одним из направлений первичной профилактики любых заболеваний.

Ресурсный подход в представлениях о психологическом здоровье применяется сегодня большинством современных исследователей. Запас, потенциал, ресурс – эти термины все чаще фигурируют в работах, описывающих психологические подходы к пониманию психологического здоровья. В ряде областей психологической науки ресурсный подход реализуется в представлении об ограниченных психологических и психофизиологических возможностях человека, интерпретируемых как нехватка какого-либо ресурса (свойства, качества личности).

Еще С. Л. Рубинштейн, рассматривая жизненный путь личности, выделяет «внутренние возможности», «возможности и потенции человека», «внутренние силы и возможности» (Рубинштейн, 1946, с. 683). В своей работе

«Человек и мир» он характеризует потенциал человека как бесконечный и универсальный. (Рубинштейн, 1973, с. 344).

Ресурсный подход в исследовании способов поведения, способствующего преодолению стрессов, делает акцент на то, что существует процесс «распределения ресурсов» (commerce of resources), который объясняет тот факт, что некоторым людям удается сохранять здоровье и адаптироваться несмотря на различные жизненные обстоятельства». Ресурсные теории преодоления предполагают, что существует некоторый комплекс ключевых ресурсов, которые «управляют» или направляют общий фонд ресурсов. Хобфолл предлагает теорию сохранения ресурсов (Conservation of Resources, COR — теория), в которой рассматривает два класса ресурсов: материальные и социальные, или связанные с ценностями (esteem). М. Селигман в качестве главного ресурса в совладании со стрессом рассматривает оптимизм. Другие исследователи в качестве ресурсов, влияющих на используемые копинг-стратегии, предлагают конструкт «жизнестойкость» (hardiness), «самоэффективность» (А.Бандура) и др.

Ресурсный подход характерен для работ В.А. Ананьева, одного из основателей российской психологии здоровья. Наличие определенных качеств он считает более ресурсным состоянием для психологического и интегративного здоровья, а их отсутствие — означает предболезненное или болезненное состояние. В.А. Ананьев создает тренинг под названием «Цветок потенциалов», в котором в качестве главных потенциалов-ресурсов выступают такие качества, как интеллект, способность к общению, способность к саморегуляции, креативные способности и т.п.; другой его тренинг «Потенциал тела» стал одним из инструментов обучения специалистов в телесно-ориентированной психологии.Таким образом, психологическое здоровье представляет собой совокупность основных ресурсов психологического уровня регуляции человека: возможностей саморегуляции, познавательных способностей, черт характера. Хороший уровень развития этих качеств соответствует высоким показателям психологического здоровья.

Таблица 2.Основные ресурсы психологического здоровья

Ресурсы Основные направления и технологии развития ресурсов
Саморегуляция Тренинг саморегуляции (аутотренинг, стрессменеджмент, психофизическая релаксация, дыхательные технологии саморегуляции и т.д.), просвещение в области теории стресса и психологического здоровья
Уровень развития и сформированность познавательных процессов – мышления, памяти, восприятия, ощущений, воображения Тренировка всех познавательных процессах в процессе жизнедеятельности или путем специальных упражнений
Позитивный эмоциональный фон Саногенное мышление и позитивная визуализация
Оптимальные качества характера (качества, близкие к характеристикам здоровой личности) Работа над сознательным развитием желаемых черт характера. тренинги личностного роста

В качестве центральной характеристики психологически здорового человека чаще всего специалисты называют саморегулируемость, способность адекватного приспосабливаться к широкому диапазону как благоприятных, так и к неблагоприяных условий жизнедеятельности.

Факторы риска нарушения психологического здоровья можно разделить условно на две группы:

· объективные, или факторы среды (семейные профессиональные и, социально-экономические факторы)

· субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями (психологические характеристики, обуславливающие пониженную устойчивость к стрессу, в частности особенности темперамента и характера).

Психологическое здоровье – это прижизненное образование, хотя, безусловно, его предпосылки создаются еще на пренатальной фазе развития. В течение жизни человека оно постоянно изменяется через взаимодействие внешних и внутренних факторов. На его состояние и уровень развития психологических ресурсов влияют:

1. Врожденные особенности психики: наиболее благоприятные формируются при условии, что будущий ребенок желанен, мать ответственно относится к периоду вынашивания и всем потребностям плода, не испытывает стрессов, не болеет; процесс родов протекает нормально, без нарушений, первый год жизни ребенка протекает в любящей и просвещенной семье, которая исключает грубые воздействия на формирующуюся психику. Кроме того, очень важна здоровая гнаследственность, отсутствие предрасположенности к психиатрическим заболеваниям.

2. Приобретенные влияния на психику: стрессы и психологические травмы. Степень воздействия стресса на психику определяется наличием ресурсов жизнестойкости и психологической устойчивости (которые, опять-таки, формируются сначала в родительской семье, а потом – под влияниями самого человека, сознательно развивающего те или иные качества). Психологические травмы возникают в тех случаях, когда ресурсов психического здоровья не хватает для противостояния «жестким» воздействиям извне. Человек испытывает «беспомощность» перед лицом обстоятельств и приспосабливаясь к невыносимым условиям, формирует тот ответ, который единственно возможен для него в данном случае - невроз или посттравматическое стрессовое расстройство.

Психология здоровья. Одно из современных направлений психологии – психология здоровья выделилось в последние десятилетия XX в.; за рубежом оно обозначается как health psychology – «наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития». Руководитель отделения психологии здоровья при Американской психологической ассоциации Дж. Матараццо определяет психологию здоровья как комплекс специфических образовательных, научных и профессиональных вкладов психологии как научной дисциплины по укреплению и поддержанию здоровья, предотвращению и лечению болезней, идентификации этиологических и диагностических коррелятов здоровья, а также по анализу и улучшению системы здравоохранения и формированию стратегии здоровья.

Г.С. Никифоров перечисляет основные задачи (более 20) исследований в этой области, отмечая, что на современном этапе она имеет широкое предметное поле и пока не поддается однозначному определению. Психологию здоровья можно определить как науку о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. Психология здоровья ставит в центр своего рассмотрения здорового человека, его индивидуальные психологические особенности, ресурсы его психики, позволяющие ему сохранять здоровье при неизбежном воздействии патогенных факторов окружающей среды.

Таким образом, психология здоровья ставит в центр своего рассмотрения здорового человека, его индивидуальные психологические особенности, ресурсы его психики, позволяющие ему сохранять здоровье при неизбежном воздействии патогенных факторов окружающей среды. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека на разных стадиях его онтогенеза, оно выступает условием адекватного выполнения личностью социальных функций и ролей, достижения жизненных целей и решения актуальных задач, обеспечивает человеку возможность конструктивного развития в течение всей жизни.

Основные средства психологической помощи человеку с нарушенным психологическим здоровьем – психологическая коррекция, психодиагностика, психологический тренинг.

Психологи́ческая корре́кция (психокорре́кция) — один из видов психологической помощи (среди других — психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям. Психокоррекционные воздействия могут быть следующих видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию. В индивидуальной психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. В групповой — работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

Психодиагностические технологии (диагностика психологическая) - постановка психологического диагноза или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии клиента в целом или же о некоем отдельном психологическом свойстве. В психодиагностическом обследовании выделяются основные этапы: сбор данных; переработка и интерпретация данных; вынесение решения - диагноз психологический и прогноз психологический. Основные методы диагностики - тестирование и опрос, их методическое воплощение - тесты и опросники. К типичным задачам психодиагностики относятся:

1) установление наличия у клиента некоего психологического свойства или особенности поведения;

2) определение степени развитости этого свойства с ее выражением в определенных количественных или качественных показателях;

3) при надобности - описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей клиента;

4) сравнение степени развитости и проявления этих свойств у разных индивидов.

Психологическое консультирование - форма оказания практической психологической помощи в виде советов и рекомендаций - на базе предварительного изучения проблем, беспокоящих клиентов, а также изучения самих клиентов и их взаимоотношений с окружающими людьми. Консультативная психология - раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи - консультирования. Исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у клиента можно актуализовать дополнительные психологические силы и способности, кои в свою очередь могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. Среди профессионалов-консультантов есть специалисты с различной базовой подготовкой: психиатры, психологи, социальные работники, священники, психиатрические медицинские сестры, посредники. Психология консультативная - одна из отраслей психологического знания, получившая широкое признание за рубежом; она начинает развиваться и у нас.

Психологический тренинг - область психологии практической, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития некоторых личностных качеств. Базовые методы тренинга социально-психологического - дискуссия групповая и игра ролевая в различных модификациях и сочетаниях. Численность группы - обычно от 7 до 15 человек; продолжительность общего цикла занятий - от нескольких дней до месяцев. Встречи участников могут быть ежедневными или более редкими (один-три раза в неделю). Продолжительность отдельной встречи - от полутора до трех и более часов. Различие акцентов в конкретных задачах, исходных посылках и методические модификации приводят к многообразию форм тренинга. Особенно известны: тренинг поведенческий, тренинг чувствительности, тренинг ролевой, видеотренинг и пр.

3. Депрессия как нарушение психического здоровья

Депре́ссия (от лат. deprimo — «давить», «подавить») — это психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость (ангедония

), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.), двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. В некоторых случаях человек, страдающий ею, может начать злоупотреблять алкоголем или иными психотропными веществами.

В настоящее время именно депрессия — наиболее распространённое психическое расстройство. Ею страдает 10 % населения в возрасте старше 40 лет, из них две трети — женщины. Среди лиц старше 65 лет депрессия встречается в три раза чаще. Также депрессии и депрессивным состояниям подвержено около 5 % детей и подростков в возрасте от 10 до 16 лет. Общая распространённость депрессии (всех разновидностей) в юношеском возрасте составляет от 15 до 40%, ей соответствует и бо́льшая частота суицидов. Через 20 лет депрессия превратится в наиболее распространенное заболевание в мире - так считают эксперты Всемирной Организации Здравоохранения, анализирующие данные мировой медицинской статистики. Они называют эту болезнь «тихой эпидемией». Иногда она не видна и не слышна, и не приводит к быстрой смерти - как рак, или сердечно-сосудистые заболевания, но имеет высокую цену для больных и их окружения.

Депрессия может быть результатом драматических переживаний, например потери близкого человека, работы, общественного положения. В таких случаях речь идёт о реактивной депрессии. Она развивается как реакция на некое внешнее событие, ситуацию. Согласно некоторым теориям, депрессия иногда возникает при чрезмерной нагрузке мозга в результате стресса, в основе которого могут лежать как физиологические, так и психосоциальные факторы.

Психологическими причинами депрессий признаны: негативное мышление, конфликтность и критические отношения в семье, большое количество стрессогенных событий, социальная изоляция. Но если психологические или соматические причины депрессии отсутствуют или не очевидны, такая депрессия называется эндогенной, то есть как бы «происходящей изнутри». Это бывает приблизительно в одной трети (около 35%) случаев. Некоторые терории (например, моноаминовая) связывают развитие депрессии с дефицитом серотонина, норадреналина и дофамина.У многих людей в бессолнечную погоду или у тех, кто находится в затемнённых помещениях, депрессия может возникать из-за отсутствия яркого света. Эту разновидность называют сезонной депрессией, ибо она наиболее часто наблюдается у больных осенью и зимой.

Депрессия может явиться результатом побочного действия многих лекарств (например, леводопы, кортикостероидов,бензодиазепинов). Чаще всего такая депрессия быстро проходит самостоятельно или излечивается после отмены соответствующего препарата.

Причиной возникновения депрессии в некоторых случаях является и злоупотребление седативными или снотворными средствами, алкоголем, кокаином и другими психостимуляторами. Также депрессии могут быть соматическими или, точнее, соматогенными, то есть проявляться как следствие соматических заболеваний (например, болезни Альцгеймера, атеросклероза артерий головного мозга, черепно-мозговой травмы или даже обычного гриппа).

При наличии депрессии, согласно МКБ-10, должны присутствовать два основных симптома и не менее трёх дополнительных. К типичным (основным) симптомам депрессии относятся:

§ Подавленное настроение, не зависящее от обстоятельств, в течение длительного времени (от двух недель и более);

§ Ангедония — потеря интереса или удовольствия от ранее приятной деятельности;

§ Выраженная утомляемость, «упадок сил», характеризующиеся стабильностью данного состояния (например, в течение месяца).

Дополнительные симптомы:

§ Пессимизм;

§ Чувство вины, бесполезности, тревоги и (или) страха;

§ Заниженная самооценка;

§ Неспособность концентрироваться и принимать решения;

§ Мысли о смерти и (или) самоубийстве;

§ Нестабильный аппетит, отмеченное снижение или прибавление в весе;

§ Нарушенный сон, присутствие бессонницы или пересыпания;

Согласно диагностическим критериям МКБ-10, диагноз депрессивного расстройства определяется, если длительность симптомов составляет не менее 2-х недель. Однако диагноз может быть поставлен и для более коротких периодов, если симптомы необычно тяжёлые и наступают быстро. При возникновении депрессии сначала ощущаются слабовыраженные сигналы в виде проблем со сном, раздражительности, отказа от нормального вфыполнения обязанностей. В отсутствие лечения депрессия может привести к попытке самоубийства, отчуждению от окружающих, отказу от выполнения большинства жизненных функций, распаду семьи.

Отличить депрессию от обычного плохого настроения несложно благодаря следующим «маркерам»:

- адинамичность (нежелание двигаться, делать что-либо);
- тоска, отчаяние, тревога или раздражительность;
- утрата интереса к любимым занятиям, общению и сексуальной жизни;
- чувство вины и собственной неполноценности;
- мрачный взгляд на будущее;
- повышенно внимание к своему здоровью;
- мысли о смерти и даже о самоубийстве.

Сопровождается депрессивное состояние и целым рядом вегетативных расстройств. Человек чувствует постоянную усталость, ему трудно на чём-либо сосредоточиться, начинаются "скачки" давления, расстройства сна, повышается потливость. Иногда накатывает жор, а иногда аппетита нет совсем. Один из признаков депрессии - обострение хронических заболеваний. Связано это с тем, что угнетённое психическое состояние понижает иммунитет. Очень часто возникают "фантомные недомогания" - боли невротического характера. Например, человека мучают кардиалгии (боли в сердце), а электрокардиограмма показывает, что он абсолютно здоров. Или болит у него живот, а гастроэнтерологи, к которым он обращается, только разводят руками, мол, всё в порядке, ни язвы, ни гастрита нет. В этом случае стоит обратиться к психотерапевту. "Фантомные недомогания" указывают на депрессию.
Лучшая профилактика депрессии - здоровый образ жизни. Важен нормальный сон. Усталость от недосыпа подтачивает нервную систему, и ей становится труднее справляться с психологическими нагрузками. Надо научиться расслабляться, отдыхать, переключаться с одной проблемы на другую, заниматься спортом, завести какое-нибудь хобби, выбираться на природу с друзьями. Питание должно быть сбалансированным и разнообразным.
Многие предпочитают бороться с депрессией, принимая рюмочку - другую. Это очень опасно, т.к. биохимическое состояние организма больного депрессией соответствует алкоголизму второй степени. Срубить с ног может минимальная доза, после возлияния наступает алкогольная амнезия (провалы в памяти), утром сильно дрожат руки, возможен даже бред с галлюцинациями. При этом зависимость от алкоголя вырабатывается в десятки раз быстрее, чем у здорового человека.

  1. Исследования психологического здоровья студентов

Переход от школьного обучения к обучению в вузе является сложным адаптивным процессом, характер протекания которого существенным образом сказывается на состоянии психического здоровья и эффективности профессиональной подготовки студента. На современном этапе система высшего образования России переживает период трансформации, в основе которой лежит переход на болонскую системиу образования и декларируемая гуманизация учебно-воспитательного процесса, предполагающая глубокое изучение личности учащегося, заботу о его здоровье и индивидуальный подход к обучению. Сегодня многие психологи приходят к выводам о том, что психологическое здоровье выступает стратегической целью современного образования; сохранение и поддержание психологического здоровья студентов возникает в результате включенности личности в познавательную и ценностно-ориентационную деятельность, при проявлении личностью самостоятельной нравственной воли в вопросах здорового образа жизни.

Однако существуют противоречия современной системы высшего образования, препятствующие возможности развития психического здоровья студента в период обучения:

  Противоречия
1 фактор 2 фактор
Проблема сохранения и поддержания психологического здоровья студентов в процессе обучения является одной из важнейших задач системы образования В вузах не создаются психолого-педагогические условия, способствующие его сохранению и поддержанию
Существует насущная нобходимость осуществления студентами здоровьесберегающей деятельности по сохранению своего психологического здоровья Слабая сформированность у студентов интеллектуального, ценностного и практического опыта реализации такой деятельности в повседневной жизни

По мнению К. Р. Брагиной, в период обучения в ВУЗе можно выделить три основных критических периода, которые приходятся на первый, третий и пятый курсы. На первом курсе происходит изменение социальной роли обучаемого, корректировка потребностей и системы ценностей, возникает необходимость гибко регулировать своё поведение, приспосабливаясь к более жёстким требованиям высшей школы, устанавливать взаимоотношения в новом коллективе; иногородним - обустраивать быт. На третьем (четвёртом) курсе имеет место переоценка ценностей, переосмысление выбора специальности. Особенность кризиса пятого курса связана с будущим трудоустройством, перспективами работы и профессионального роста в рамках выбранной специальности. Отсутствие резервов психического и физического здоровья на каждом из этапов может привести к развитию невротических расстройств и расстройств адаптации.

С.И. Оксанич были выделены наиболее важные структурные компоненты психологического здоровья студентов:

а) психоэмоциональный статус (уровень тревожности, эмоциональная устойчивость (стабильность), отношение к образовательной среде колледжа);
б) представления студентов о здоровом образе жизни (составляющие здорового образа жизни),

в) ценностное самоотношение (самоотношение, самооценка, степень удовлетворенности основных потребностей, ценностные ориентации).

Скрининговое исследование уровня психического здоровья студентов четырёх томских вузов позволило выявить предболезненные расстройства у 58,7 %, нервно-психические проблемы диагностированы у 21,1 %. Исследование позволяет сделать вывод о высоком риске развития расстройств психического здоровья студентов томских вузов и свидетельствует об актуальности разработки программ охраны психического здоровья студентов.

Среди проблем, связанных с охраной здоровья студентов, значительное место занимают нервно-психические расстройства. Время обучения в вузе совпадает с возрастом наиболее высокого риска манифестации психической патологии, что, обусловлено отчасти биологической природой психических заболеваний, значительными стрессовыми нагрузками, провоцирующими условия для проявления до сих пор латентного болезненного процесса.

Специфически важное значение для студенческой молодежи имеет фактор времени, поскольку учебная дезадаптация даже на относительно недлительный период приводит к неустранимому отставанию от графика обучения и, следовательно, к затяжной дезадаптации вследствие годичного перерыва в учебе (академический отпуск). По обобщенным литературным данным, основное число расстройств нервно-психического уровня представлено невротическими колебаниями(около 19%), выявляющимися у студентов на первом курсе. На протяжении учебы колебания составляют от 5,8 до 14,8% всех нервно-психических расстройств в зависимости от факультета и курса вуза. Оценивая распространенность пограничных нервно-психических заболеваний у студентов, отдельные авторы приводят цифру 56,6%. От 51 до 70,5% пациентов с невротическими заболеваниями — это лица в возрасте 19-25 лет. Показано, что ведущий синдром невротических расстройств у студентов — астенический, формируется в результате психогений, связанных с учебной деятельностью студентов, и оказывающих наиболее сильное дезадаптирующее влияние. Отчисления из вузов по поводу пограничных состояний преобладают у студентов первого курса — 6,4% всех больных этого курса.

Студенты заболевают шизофренией на 6—8% чаще остального населения (хотя давность болезни на момент выявления обычно составляет 2—10 лет и более). Таким образом, разностороннее исследование особенностей нервно-психических заболеваний у студентов свидетельствует о весьма значительном распространении нервно-психической патологии в студенческой среде. В то же время круг расстройств уже, чем в аналогичных возрастных группах общей популяции, и сводится в основном к обширной группе пограничных нервно-психических заболеваний, присутствию депрессивных состояний и шизофрении. Причем если студенты, страдающие шизофренией, в большинстве случаев поступают в вуз уже больными, то основная часть пограничных и депрессивных расстройств развивается во время обучения в вузе.

О неблагополучном состоянии психологического здоровья студентов свидетельствует их относительно большая, чем в других социальных средах, склонность к зависимостям. В то время как в Европе и Америке все больше распространяется приверженность к здоровому образу жизни, в РФ заметна совершенно противоположная тенденция. Курящих и некурящих респондентов оказалось примерно поровну (48,4% и 46,7% соответственно). По распределению курящих студентов СГА по полу выявлено, что мужчины курят больше (57,7%), чем женщины (42,3%). Курящих девушек всего на 5,4% меньше, чем юношей. Стаж табакокурения у трети курильщиков в основном составляет 2–3 года. На вопрос: «Хотели бы Вы бросить курить?» положительно ответили 63,1% респондентов, причем юноши проявляют большую активность в этом стремлении. Опрос показал, что 14,1% респондентов имели опыт употребления одурманивающих веществ.

Имеющиеся в литературе сведения о курении студентов указывают на рост числа курящих от 1 к 5 курсу, причем приобщение к курению происходит главным образом на протяжении первых лет обучения. Большинство курящих студентов начинают курить в 16 лет. К 25 годам распространенность курения увеличивается в 2,5 раза.

В отношении потребления алкоголя на первом месте по временным параметрам выступает употребление пива: 1–2 раза в неделю – 24,9%. Студентов, которые ведут физически активный образ жизни, примерно 1/3 от общего числа опрошенных 31,3%. При этом значительная их часть – 26,3% – стали активными совсем недавно. Другие же либо откладывают занятия спортом на будущее время – 37%, либо не хотят ничего менять – 3,7%. Одним из важных звеньев здорового образа жизни является потребность студентов в информировании как о вреде поведенческих факторов риска, так и принципах ЗОЖ. Больше всего студенты хотят быть более информированными в области правильного питания – 42,1%, сексуальных отношений – 27,8%. Избыточный вес, вред, наносимый наркотиками, курением и алкоголем, интересует примерно каждого пятого–шестого из опрошенных.

В силу ряда причин студенчество является социальной категорией, относящейся к группе риска наркотизации: подавляющее количество наркоманов относится к возрасту 14-25 лет. Среднее число студентов, имеющих какой либо опыт употребления наркотических веществ, составляет в ВУЗах России 31 % (от 21,7 до 38,4 % в разных ВУЗах), а среднее число студентов, употребляющих наркотические вещества эпизодически или ежедневно 8 % (от 3 до 14 %). В ряде случаев потребление наркотических веществ становится обрядовым элементом молодежной субкультуры.

В число факторов риска, предрасполагающих к употреблению психоактивных веществ (ПАВ) , входят семейный анамнез (положительный в 85,6% случаев), факторы окружающей обстановки, отсутствие методов приспособления к стрессорным нагрузкам, отсутствие профилактических мероприятий и доступность лекарственных средств. В среднем начало употребления различных ПАВ приходится на возраст до 23 лет, причем приобщение к большинству их видов начинается в возрасте до 20 лет. Высокий уровень психических заболеваний среди употребляющих ПАВ послужил причиной проведения исследования с целью составления "портрета" наркомана- алкоголика. Основными сопровождающими его психическими заболеваниями являются депрессии, социопатия и пограничные состояния. Характерными чертами личности алкоголика являются импульсивность, нарциссизм, наличие зависимости, тревога, ипохондрия и амбивалентность.

Приведенные данные свидетельствуют о неблагоприятном состоянии физического здоровья российских студентах, а значит, о существовании неблагоприятных предпосылок для развития различной нервно-психологической и психосоматической симптоматики.

Показано, что наиболее значимыми характеристиками образовательной среды для студентов являются: взаимоотношения с преподавателями; эмоциональный комфорт; сохранение личного достоинства; возможность проявлять инициативу, активность; внимание к просьбам и предложениям. Именно к нарушениям в этих сферах студенты проявляют наибольшую сензитивность.

В исследовании В и Чиркова и Э.Л. Диси была получена двухфакторная структура жизненных целей российских студентов. Первая группа целей, в которую вошли оценка важности стремлений к личностному росту и служению обществу, была отнесена к внутренним стремлениям, связанным с удовлетворением основных психологических потребностей. В другую группу, отнесенную к внешним стремлениям, вошли стремления к материальному успеху, физической привлекательности и известности. Подтвердилась закономерность, не зависящая от культурных и социоэкономических факторов: чем сильнее человек ориентирован на внутренние стремления в противовес внешним, тем выше у него показатели психического здоровья, и, наоборот, чем выше он оценивает важность внешних стремлений в сравнении с внутренними, тем ниже его психологическое благополучие. Относительное преобладание внутренних стремлений сильнее связано с самоуважением и удовлетворенностью жизнью у менее обеспеченных студентов.

И.В. Жуланова и А.М. Медведев отмечают, что для молодого человека период обучения в вузе - время подготовки к реализации себя как профессионала и как гражданина, т.е. период, определяющий основные формы социализации человека и его интеграции во взрослое сообщество. Одновременно, для некоторых молодых людей это и своего рода "рефлексивная пауза", которая при определенных условиях может принимать затяжной характер и длиться годами, что, по мнению Э. Эриксона, особенно характерно для одаренных, талантливых людей, а также для акцентуированных личностей. Э. Эриксон отмечал,что в предельных случаях эта пауза затягивается слишком надолго, возникает "диффузия идентичности", предполагающая уместность психотерапевтических мер.

Симптоматика потери идентичности нередко связана с чувством деперсонализации и с ипохондрическими опасениями. Сюда же можно отнести и "застревание" на общих вопросах бытия, отстраненность по отношению к повседневным житейским задачам. А.Е. Личко обозначает указанный синдром термином "транзиторная подростковая метафизическая интоксикация". Эта "отрава" проявляется в склонности к философствованию, которая отмечается многими психологами, социологами, психиатрами. А.Е. Личко полагает, что сама по себе она большой опасности не представляет именно в силу своей транзиторности, считает ее легкой, но все же акцентуацией.

Исследование С.И. Оксанич позволило обосновать необходимость создания психолого-педагогических условий, способствующих сохранению и поддержанию психологически здоровой личности студента и выделить в качестве таковых: а) психологическое обеспечение развития студентов, которое организует психологическая служба; б) психологическое сопровождение образовательной среды вуза; в) внедрение экспериментальной программы сохранения и поддержания психологического здоровья студентов.

Проведенное в 2011 году исследование психологического здоровья студентов ЮФУ показало, что:

Основными источниками стресса для студентов ЮФУ являются:

- Учеба -30,6%

- Отношения с близкими людьми 25%

- Интенсивность деятельности 25 %

- Окружающие и их действия 19,44%

- Рутина -16,7%

- Профессиональные требования – 13,9%

- Сильные переживания – 11,11%

- Транспорт 2-5,6%

Показатели состояния психологического здоровья исследованных студентов можно разделить на ресурсные и дефицитарные. К ресурсным (находящимся на уровне, обеспечивающем адаптивность, возможность преодоления неблагополучий) можно отнести самооценку, выраженность копинг-стратегий и межличностных стратегий взаимодействия. На дефицитарном (неудовлетворительном) уровне находятся: волевая саморегуляция и нервно-психическая устойчивость. Кроме того, показано, что сами студенты переоценивают состояние своих ресурсов здоровья как на психологическом, так и на физическом уровне. Было показано, что:

- Большинство студентов имеет оценки, свидетельствующие о хорошем состоянии следующих ресурсов психологического здоровья: самооценка, стратегии преодоления стресса и стратегии межличностного взаимодействия.

- Большинство студентов имеет оценки, свидетельствующие о неудовлетворительном состоянии следующих ресурсов психологического здоровья: волевая саморегуляция и нервно-психическая устойчивость.

- Показатель нервно-психической устойчивости как у девушек, так и у юношей занижен и колеблется между уровнем неудовлетворительным (для юношей) и неблагоприятным (для девушек).

- Субъективная оценка ресурсов собственного здоровья (физического и психологического) студентами более оптимистична, чем оценки, полученные при объективном тестировании.

Фактически это означает, что главным качеством, которого не достает для здоровья психики у студентов, является способность к саморегуляции и нервно-психическая устойчивость. Плохо владея способами саморегуляции, не обладая ресурсом стрессоустойчивости, молодые люди становятся жертвами соматизации психологических стрессов, что проявляется в невысоком уровне их физической выносливости, подверженности болезням.

Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие рекомендации по организации образовательного процесса в вузах:

1. В процессе обучения на 2 – 3 курсе предусматривать проведение тренингов, развивающих способности к саморегуляции.

2. Формировать в системе компетенций будущего профессионала компетенции по самохранению и укреплению психологического здоровья, работоспособности и надежности деятельности посредством обучения культуре здоровья и в частности, технологиям саморегуляции.

Таким образом, в периодической научно-психологической литературе имеется много тематических статей, посвященных исследованию психологического здоровья студентов. Наиболее распространены исследования

разного рода дезадаптаций, психогений аффективных расстройств и нервно-психических заболеваний, депрессий, суицидов и шизофрении, проведенные клиническими психологами или медиками. Исследуются условия формирования зависимостей и их гендерная специфика, стрессоустойчивость, стресс-толерантность и жизнестойкость; жизненные цели и ценности, идентичность и осмысленность жизни студенческой молодежи. Наиболее частая оценка распространенности нервно-психической проблематики в студенческой среде — около 50%.

Психолого-педагогические условия, которые могли бы способствовать сохранению и поддержанию психологически здоровой личности студента в основном определяются наличием следующих факторов: а) психологическое сопровождение студентов, посредством организации психологической службы; б) психологическое сопровождение образовательной среды вуза; в) внедрение различного рода программ и тренингов ЗОЖ.



2




Сейчас читают про: