В нашей стране и за рубежом практические психологи работают преимущественно в структуре психологической службы. Психологическая служба не имеет однозначного понимания.
Выделено два наиболее общих определения, которые отражают суть ее задач и пути их решения.
Во-первых, психологическая служба представляет собой психологическое обеспечение различных социальных сфер: здравоохранения, образования, производства и других, — создавая особую сферу психологических услуг. Это система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах производства, транспорта, образования, здравоохранения, охраны правопорядка и т. д. Иными словами, термином «психологическая служба» обозначают всю сферу практической психологии.
Во-вторых, психологическая служба обозначает и систему специальных учреждений, создаваемых в различных социальных институтах и организациях, призванных оказывать квалифицированную психологическую помощь нуждающимся в ней людям.
|
|
Специальная психология изучает особенности лиц для которых характерно отклонение от нормального психологического развития.
Основные цели психологической службы - оказание психологической помощи людям и обеспечение удовлетворения спроса населения на те или иные виды психологической помощи.
Итак, целенаправленность психологии на оказание помощи людям выражена в названии «Психологическая служба». Таким образом, психологическая служба - это широкое обобщение психологической помощи.
Психологическая помощь определяется как система специальных мероприятий, направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода трудностей, возникающих у человека или группы, средствами практической психологии, обычно в форме диагностики, консультирования, психотерапии и психокоррекции, основанных на не медицинской модели.
Ориентация на развитие ребенка определяет основные задачи психологической службы образования:
- реализация в работе с детьми индивидуальных возможностей, резервов развития ребенка на каждом возрастном этапе;
- подготовка и создание условий психолого-педагогической преемственности при переходе ребенка с одной ступени на другую в процессе непрерывного образования;
- учет и развитие индивидуальных особенностей детей – их интересов, способностей, склонностей, характера, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и пр. Недоучет сложного комплекса субъективных переживаний ребенка ведет к нарушению его психического и личностного развития;
- создание благоприятного для развития и самочувствия ребенка психологического климата (в детском саду, школе, гимназии, интернате, колледже и пр.), который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой – созданием для каждого ребенка на всех ступенях онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой. Успех или неуспех в значимой для человека (любого возраста и в соответствии с возрастом) деятельности влияет на развитие его личности, формирует личностное достоинство, закладывает основу жизненной позиции, в том числе и нравственной, определяет смысл жизни;
|
|
- профилактика и выявление различных психологических причин нарушений личностного и социального развития детей, подростков, учащейся молодежи;
- оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям;
- осознание педагогом-психологом границ своей профессиональной компетенции, понимание ответственности за рекомендации, их осуществление и последствия;
- приобщение детей разного возраста, их родителей, педагогов, руководителей образовательных учреждений к психологической культуре.
Целью работы психолога является содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности учащегося и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности учащихся, их родителей, педагогических работников образовательного процесса.
Область и объекты профессиональной деятельности специального психолога — психолого-педагогическое сопровождение лиц (детей, подростков и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на базе:
- учреждений образования: в специальных (коррекционных) детских садах и школах, в том числе в учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ОВЗ и нормально развивающихся детей, включая детские дома, приюты;
- учреждений здравоохранения: Дома ребенка, учреждения интернатного типа, реабилитационные и профилактические центры и т.п.;
- социальных структур, социальной сферы: учреждения социального обеспечения, реабилитационные центры, центры временного содержания, органы внутренних дел, юстиции и т.д.
Специалист по профилю Специальная психология готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- диагностико-аналитическая;
- консультативная;
- психопрофилактическая
- коррекционно-развивающая
- коррекционно-педагогическая
- научно-исследовательская;
- преподавательская
- культурно-просветительская.
Соответственно видам деятельности специальный психолог решает следующие профессиональные задачи в работе с лицами с ОВЗ:
в области коррекционно-педагогической деятельности:
- компенсация и коррекция нарушений в развитии;
- изучение, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация;
- построение и корректировка индивидуальных программ развития и коррекционной работы на основе психолого-педагогической диагностики;
- осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения;
- психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития и образовательных возможностей;
- консультирование лиц с ОВЗ, членов их семей и педагогов по проблемам образования, развития и профессионального самоопределения на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу;
- оказание консультативной помощи членам семей лиц с ОВЗ по вопросам семейного воспитания;
в области исследовательской деятельности:
- сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности;
|
|
- выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения;
- планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения.
в области культурно-просветительской деятельности:
- формирование общей культуры лиц с ОВЗ;
- организация культурного пространства образовательного учреждения; взаимодействие с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями;
- пропаганда толерантного отношения к лицам с ОВЗ в обществе.