Смысл жизни и призвание человека

Философское понятие смысла жизни человека харак­теризует его как существо, стремящееся к полноте своего су­ществования. Это понятие раскрывает и исследует самое сокровенное в его бытии - цели и идеалы, само значение его существования. Вопрос о смысле жизни человека - это вопрос об основном содержании его духовно-практической деятель­ности. Это, по Достоевскому, вопрос о том, для чего человеку жить и к чему стремиться. Осознание смысла своей жизни че­ловеком есть осознание пути жизни и того дела, которое на­полняет эту жизнь достойным человека содержанием.

Тема смысла жизни человека неизменно присутствует во всех эпохах истории философской мысли. Философы Древне­го мира смысл жизни видели, например, в служении человека государству и его правителю, как это полагал Конфуций. Дру­гие философы (например, Сократ) находили смысл жизни че­ловека в его познании и самопознании, стремлении к знанию. Некоторые философы призывали человека стремиться к на­слаждениям и удовольствиям, к собственному счастью, что делал Эпикур. А в индийском буддизме человеку вообще пред­лагалось отрешиться от жизненных проблем и сосредоточить­ся на своем внутреннем мире.

Религиозная философия Средних веков предложила свой от­вет на смысложизненный вопрос. Она считала, что вся жизнь человека должна быть наполнена стремлением к Богу и служе­нием ему. Человек призван к смирению и покорности, а это воз­можно лишь через подчинение тела духу, духовному началу. Смысл жизни человека - это несение им креста, долга перед дру­гими людьми и даже жертвы, как это сделал Иисус Христос.

Философия Нового времени сделала акцент на том, что жизнь человека должна быть наполнена активной деятельностью, ведь человек - существо разумное, способное не только к познанию, но и к обретению власти над внешним миром -природой и обществом. Руководствуясь своими интересами, он призван устроить общественную жизнь более разумной и справедливой, свободной от угнетения, несправедливости, эксплуатации человека человеком. Такая смысложизненная установка нашла свое выражение в творчестве просветителей XVIII века (Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо и др.), в классическом марксизме (К. Маркс, Ф. Энгельс).

В экзистенциальной философии XX века (А. Камю, Ж.Л. Сартр и др.) подчеркивалось, что смысл своей жизни человек утвер­ждает сам, страстно желая быть свободным. Постоянно быть в пути, в поиске - таков удел человека. «Чтобы быть, - писал Сартр, - человек должен сам себя выбрать, ни изнутри, ни из­вне к нему не приходит ничего такого, чтобы ему оставалось только принять. Человек полностью и неотвратимо обречен на нестерпимую необходимость созидания своего собственного существования вплоть до мельчайших деталей».

Тема смысла жизни и призвания человека является непре­ходящей и для русской философии. Причем в смысложизненной проблеме отечественная философия стремилась открыть и постигнуть прежде всего нравственное содержание, которое касается отношения человека к человеку, к обществу в целом.

«Тайна бытия человеческого, - писал Достоевский, - не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без твердого представления себе, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его все были хлеба». В представлении Достоевского, смыслом жизни человека является вечное и бесконечное иска­ние им человеческого, т.е. высокого нравственного начала. Главное в жизни состоит в том, чтобы успеть «выделаться в че­ловека», хотя это и очень непростая задача. Жить по совести, любить других и торопиться делать добрые дела, тем более что жизнь коротка, - таков подлинный смысл жизни человека. Но и сам путь к человеческому тоже должен быть человечным. Достоевский подчеркивал, что ни при каких обстоятельствах человек не может быть превращен в средство, в орудие чужих интересов, пусть даже и возвышенных.

Исключительное внимание проблеме смысла жизни чело­века уделял Л.Н. Толстой. Разум и совесть требуют от челове­ка жить для других, а не для себя. Жизнь для других - это жизнь «блаженная и бесконечная», это «радостная деятель­ность жизни» и путь к бессмертию как бесконечности своего существования. Жизнь представляет собой великий дар, кото­рый дается всем людям, но каждый человек призван нести свою долю ответственности за жизнь. Тому, кто любит жизнь и дру­гих людей, смерть не страшна. Тот останется жить и после смер­ти в памяти благодарных потомков. Подлинный смысл жизни человека, таким образом, наполняется любовью, которая, ис­ходя от Бога, соединяет людей друг с другом. Жизнь без люб­ви - жизнь бессмысленная, но в этом повинен лишь сам чело­век, отвергший любовь. Тот, кто любит, не страшится смерти, поскольку остается жить в людях.

Нравственное содержание смысла жизни человека выделял и русский религиозный философ B.C. Соловьев. По его убежде­нию, смысл жизни человека состоит прежде всего в служении добру. Само же добро - это созидание жизни во всех ее прояв­лениях, любовь ко всему живому. «Живи жизнью целого, - писал философ, - раздвинь во все стороны границы своего ма­ленького я, "принимай к сердцу" дело других и дело всех, будь добрым семьянином, ревностным патриотом, преданным сы­ном церкви, и ты узнаешь на деле добрый смысл жизни, и не нужно будет его искать и придумывать ему определения».

Большое внимание теме смысла жизни и призвания челове­ка уделял и Н.А. Бердяев. Он рассматривал человека как суще­ство свободное и творческое, призванное преображать мир и придавать ему стройность и красоту: «Человек призван произ­водить работу над материей этого мира, подчинять ее духу». Творчество есть, по его выражению, «ответ человека на зов Бога». Человек предназначен не к спасению, а к творению и созданию «небывшего» мира, к созиданию новизны. Бердяев писал, что «... борьба со смертью во имя вечной жизни есть основная задача человека».

Смыслом жизни человека является, таким образом, твор­чество, обновление мира и одухотворение его человеком. В сво­ей работе «О назначении человека» Бердяев писал: «...посту­пай так, как будто бы ты слышишь Божий зов и призван в свободном и творческом акте соучаствовать в Божьем деле, рас­крывай в себе чистую и оригинальную совесть, дисциплини­руй свою личность, борись со злом в себе и вокруг себя, но не для того, чтобы оттеснять злых и зло в ад и создавать адское царство, а для того, чтобы реально победить зло и способство­вать просветлению и творческому преображению злых».

Без осознания смысложизненного вопроса человек неминуе­мо будет терять свои духовные ориентиры, плывя в безбрежном житейском океане. Теряя же духовные ориентиры и опоры, он будет превращаться в существо с ограниченным набором потреб­ностей и целей, становясь односторонним, бедным человеком, не способным к полнокровной жизни. Его жизнь превратится в «суету сует», в «повседневность», в мелочи и детали, а полнок­ровное счастье сведется к тихой эгоистической радости.

Разумеется, в понимание смысла своей жизни каждый мыс­лящий человек вносит что-то свое, индивидуальное и сокро­венное. Ответ на этот вопрос будет отличаться некоторым сво­еобразием для верующих и атеистов, молодых и пожилых, для преуспевающих бизнесменов и рядовых работников. Но, живя по своему усмотрению и самобытно, каждому из нас все же нельзя забывать о своей принадлежности к великому Космо­су. Ведь все мы - его дети, и стремление прожить в этом мире без соучастия в его судьбе неминуемо будет вести к краху лич­ности, к деградации и духовной смерти человека.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: