Мир человеческих ценностей

Мир ценностей (аксиосфера) многообразен, ведь речь идет о ценно­стях не только индивида, но и социальных групп, общества в целом, конкретных исторических эпох и народов. В связи со сложностью аксиосферы и в интересах исчерпывающего ее познания следует прибегнуть к классификации ценностей.

Первая группа (выделение по субъекту-носителю) - это цен­ности индивидуальные (личностные), групповые и общечело­веческие. Особой пестротой среди них отличаются индивидуаль­ные ценности, ведь каждый индивид - это целый и неповторимый мир («микрокосмос»), особый опыт и своя судь­ба, собственные пристрастия и устремления.

Вторая группа ценностей (выделение по социальному содержанию) включает те из них, которые выявляются в ходе деятельности человека в конкретных сферах общественной жизни. Это ценности экономические (деньги, рынок), социаль­ные (дружба, милосердие), политические (диалог, ненасилие), духовные (знания, образы), правовые (закон, правопорядок). Особым разнообразием отличаются духовные ценности - в силу своей предельной сложности и многогранности данной сферы жизни общества (религия, наука, искусство, мораль и иные сферы духовной деятельности). Ценности (например, дружба, солидарность) закрепляют общественные отношения, фор­мируют социальный организм как единое целое. Напротив, антиценности (вражда, агрессия и т.п.) разрушают обществен­ный организм, вымывают из него культурное начало.

Третья группа (выделение ценностей по способу их существовования) - ценности материальные («предметно воплощен­ные») и духовные («идеальные»). К материальным ценностям принято относить прежде всего вещи, которые необходимы для повседневного существования человека (пища, одежда, жи­лье). Они помогают удовлетворять базовые потребности людей и поэтому имеют важное значение. К этой же группе от­носятся и орудия труда - от самых простых (топор, лук) и до са­мых сложных (компьютер, лазер). Их призвание состоит в том, чтобы обеспечивать человеческий способ существования чело­века в мире, удовлетворять его нарастающие культурные и со­циальные потребности, осуществлять многогранную практи­ческую деятельность. Названная группа ценностей образует то, что часто принято именовать материальной культурой.

Четвертая группа (выделение по длительности существо­вания) вбирает в себя ценности преходящие (обусловленные конкретным историческим временем) и непреходящие (имею­щие значение во все времена). Известно, что времена и люди меняются, но «вечные» ценности не умирают. Так, сохраняет свою ценность Природа как первейшее условие нашего суще­ствования. Во все времена высоко оценивался Человек как су­щество уникальное, «высший цвет» материи. К непреходящим ценностям относится и Труд, который создал не только чело­века, но и богатейший мир культуры. Преходящее (например, мода, музыкальные жанры) приходит и уходит, а вечное (на­пример, идея справедливости) остается.

Пятая группа (выделение по своему значению) включает в себя так называемые утилитарные («инструментальные») и фундаментальные («высшие») ценности, без которых невоз­можна сама жизнь человека. К высшим ценностям относятся свобода, здоровье, безопасность человека и т.п.

Что же касается духовных ценностей, то все они являются продуктами особого рода деятельности, осуще­ствляемой с помощью органов чувств, ума и сердца человека. (О сердце здесь идет речь, разумеется, не в прямом, а в перенос­ном смысле. Сердце в философии - это метафора, символизирую­щая глубинный центр духовных сил человека.) Их формирова­ние происходит в рамках духовного производства (наука, религия, искусство, устное народное творчество), т.е. в сфере Духа. В сфе­ре Духа существуют и антиценности, например низкопроб­ные произведения искусства и пошлые вкусы, примитивные формы нравственности, реакционные идеи. В конце XX века широкое распространение получила массовая культура, кото­рая в значительной мере являет собой так называемый «шир­потреб», призванный удовлетворить невзыскательные вкусы потребителей.

Особое место в системе духовных ценностей человека игра­ет идеал. По определению В.И. Даля, идеал - это «мысленный образец совершенства чего-либо, в каком-либо роде; первооб­раз, прообраз, началообраз; представитель; образец-мечта». Идеал является мысленной моделью желаемого, искомого мира и несет в себе представления об абсолютно совершенном, вы­ражая стремление человека к изменению мира своего бытия. Как и все абсолютное, он недостижим, но ведь без него невоз­можно самоопределение человека на своем жизненном пути. Л.Н. Толстой подчеркивал, что идеал - это «... путеводная звез­да. Без нее нет твердого направления, а нет направления, нет жизни». Идеал являет собой предельную цель в жизни человека, которая энергично устремляет его к полноте собственного бытия и совершенству своей индивидуальности. Без идеала человек не сможет состояться как личность, как существо твор­ческое, ищущее и деятельное.

Идеалы отличаются друг от друга не только своим содержа­нием. Есть истинный идеал, свидетельствующий о высокой духовности и богатстве души человека, чистоте его намерений. (Из истории известно, например, что, заканчивая гимназию, 17-летний Маркс сознательно поставил себе задачу «трудить­ся для человечества» и, став глубоким социальным мыслите­лем, избрал себе в качестве социального идеала коммунизм как строй грядущего «реального гуманизма».) Но существуют и ложные идеалы («псевдоидеалы»), которые свидетельствуют о деформациях духовного мира и даже антигуманных намере­ниях человека. Классическая русская литература повествует нам о таких идеалах, представленных в образах антигероев - Чичикова из «Мертвых душ» Гоголя, инженера Гарина из ро­мана А.Н. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» и т.п.

Подлинный идеал возвышает человека и просветляет его, несет в себе конструктивный потенциал. Ложный идеал ведет к духовной деградации и падению в бездну бездуховности и небытия. Проблема идеала есть, таким образом, проблема вы­бора человеком своего жизненного пути и творения собствен­ной судьбы, проблема самоопределения человека в обществе. Человек без высокого идеала не сможет устроить своего полно­ценного существования, и поэтому его действия будут носить спонтанный и даже непредсказуемый, а нередко и антисоци­альный характер. Идеал выступает, следовательно, как необ­ходимое условие самоукрощения человеком самого себя, как средство для придания своему бытию в мире полноты и осмыс­ленности, а значит, и счастья.

В философской аксиологии затрагивается также и вопрос о духовности человека как его высокой ценности. В русской философской культуре и художественной литературе ей все­гда отдавался приоритет. На Руси особо относились к святым - носителям мудрости и жизненного опыта, к подвижникам - людям, совершавшим благородные и мужественные поступки, нередко с риском для своей жизни, отрекаясь от самого себя. Дух - это свет и культура, а бездуховность - это тьма и невеже­ство, торжество воинствующего варварства и зверя в челове­ке. Своим источником духовность (одухотворенность челове­ка) имеет общечеловеческие ценности. Она рождается на почве всего духовного опыта человечества, который представлен во всех формах его духовной культуры (религия, мораль, искус­ство и др.).

В культурно-антропологическом смысле под духовностью понимается высокий уровень развития во внутреннем мире че­ловека так называемой «вертикальной» линии, которая симво­лизирует подъем и восхождение к высокому, высшему. Духов­ность означает способность человека вести глубоко осмысленный и нравственно безупречный образ жизни, умение размышлять о смысле своей жизни и призвании в мире («Кто я? Для чего я живу?» и т.п.). Духовность - это подлинно человеческое в чело­веке, даже если она и строится на различных мировоззренчес­ких и культурных основаниях (светских или же религиозных). Без нее гаснет творческая искра в человеке, наступают застой и деградация. Духовная жизнь человека предполагает осмыс­ление и определение им своих идеалов и иных ценностей, размышление над собственным жизненным опытом и пере­живание его, раздумья о жизненном пути и судьбе. Пробле­ма духовности - это проблема восхождения к высоким иде­алам-ценностям - к Истине, Добру и Красоте.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: