Вопрос об отношении рабочего класса к крестьянству снова поставлен на очередь. Поскольку шла борьба Советской власти с черной троицей — царским генералом, помещиком и капиталистом, — этот вопрос стоял, прежде всего, как вопрос политический: какая власть
способна отстоять крестьянскую землю и свободу от помещика? Из этой постановки вопроса, из факта нападения на Советскую Россию генеральско - помещичьей реакции неизбежно вытекал и практический вывод — необходимость и обязательность союза рабочего класса с крестьянством при посредстве Советской власти, необходимость поддержки пролетарской диктатуры массами беднейшего и среднего крестьянства — на фронте в рядах Красной армии, в тылу — путем продовольственной помощи. Опыт гражданской войны полностью оправдал в глазах крестьянства этот союз. Но гражданская война вызвала истощение крестьянского хозяйства. Она принесла победу, но в то же время вслед за победой должны были сказаться и ее последствия. Крестьянству необходимо облегчение продовольственных тягот, необходимы городские продукты.
Сейчас сразу перейти к нормальным отношениям между городом и деревней, при которых бы каждый пуд крестьянского хлеба оплачивался равноценным количеством городских продуктов, мы не можем. Для восстановления промышленности еще нужна помощь крестьянского хозяйства, нужна продовольственная ссуда, нужен продовольственный налог. И город и деревня остро нуждаются в предметах потребления. Поэтому главной своей задачей в области внешней торговли Советская власть сейчас ставит получение этих предметов потребления из-за границы. В этом отношении она уже имеет значительные успехи, и эти успехи мы скоро можем реализовать (мы их уже реализуем!), улучшив снабжение и города, и деревни. Однако, так или иначе, до восстановления нашей промышленности мы должны пересечь тяжелый переходный период. Для восстановления промышленности и сельского хозяйства необходимо, прежде всего, «подкормиться», получить хлеб, обувь, мануфактуру и т. д. Частичное улучшение снабжения города и деревни путем внешней торговли в это переходное время возможно. И оно будет. Но коренное улучшение зависит от основного, общего подъема производительных сил, увеличения засева и сбора хлебов, работы фабрик и заводов. И в этом — основное противоречие этого перехода к нормальным отношениям между городом и деревней. Частичным улучшением в этом направлении являются замена продразверстки налогом и разрешение крестьянам свободного распоряжения излишками в пределах местного оборота, меры к улучшению быта рабочих и крестьян. Однако и это частичное улучшение положения, а тем более дальнейшее быстрое восстановление народного хозяйства возможно только при условии союза рабочих и крестьян под знаменем Советской власти.
Пользуясь тяжестью переходного времени, буржуазно-помещичья контрреволюция пытается сыграть свою игру на подрыве этого союза. С одной стороны, материальные невзгоды, с другой — большое число людей, выброшенных войной из хозяйства,— вот что питает мелкобуржуазно-анархическую стихию, вот что кормит бессмысленные мечтания российской и международной контрреволюции. Снять голову пролетарской диктатуры, обезглавить Советскую власть — такова программа мелкобуржуазной контрреволюции. И поэтому весь натиск направлен против Коммунистической партии. До сих пор Советская власть была тем мостом, той скрепой, которыми держался союз рабочего класса и крестьянства. Коммунистическая партия — партия пролетариата и полупролетарской бедноты деревни — была жизненным нервом этого союза. За беспартийные «свободные» (от руководства рабочего класса!) Советы, против Коммунистической партии выступает мелкобуржуазно-анархическая стихия.
В этом главное своеобразие переживаемого момента: деревенский кулак, в обход середняка и бедняка, ищет пути к отсталым слоям рабочего класса, издерганным лишениями и невзгодами. Раньше этот деревенский буржуа, на которого молится весь международный капитал как на «спасителя от коммунизма», шел в одной упряжке с Самарским «Комучем», Колчаком, Деникиным и Врангелем. Это ему оказалось невыгодным, и теперь он вступает в прямую борьбу с передовой, сознательной частью рабочего класса за влияние на массы. Он знает, что от силы Коммунистической партии, от головы Советской власти зависит быстрое восстановление народного хозяйства, на новой общественной основе, без капиталистов и помещиков, и он стремится побороть эту силу, снять эту голову. Не удалось это сделать с помощью генеральской сабли. Авось удастся толкнуть рабочих и крестьян на самоубийство.
Это должны понять все, для кого Советская власть стала колыбелью свободы, понять и отдать все свои силы для укрепления прямого и честного союза между рабочим классом и крестьянством.
Правда, 1921, 29 марта, с. 1.
13. Статья А. Свидерского «Первые шаги»'
Рабоче-крестьянским правительством сделаны первые шаги по проведению в жизнь постановления ВЦИК о натуральном налоге. Шаги эти выразились в двух декретах, только что изданных Советом Народных Комиссаров. Одним из них вводится свободный обмен, а также продажа и покупка хлеба, зерно-фуража, картофеля и сена в губерниях, выполнивших наложенные на них разверсточные задания; другим устанавливается общая сумма хлебного налога на урожай 1921 г.
Остановимся сначала на первом декрете. Этим постановлением Совета Народных Комиссаров приводится в дополнение пункт 8-й декрета ВЦИК о натуральном налоге в части, касающейся права населения свободно распоряжаться излишками продовольствия, остающимися после выполнения налога. Хотя самый закон о хлебном налоге еще разрабатывается и фактически он будет проводиться в жизнь только с осени при реализации нового урожая, тем не менее было бы неправильно и по существу и формально лишать права свободного распоряжения продовольственными излишками ту часть населения, которая выполнила свои обязательства перед государством в порядке разверстки. Таково одно из соображений, легших в основание постановления Совета Народных Комиссаров.
Упомянутым постановлением устанавливается право свободного обмена и право продажи и покупки хлеба только в 44 губерниях Европейской России. На Сибирь, Донскую область и Северный Кавказ это постановление не распространяется. Но от сельского населения названных районов зависит, чтобы и ему было предоставлено то право, которое предоставлено остальной части
населения республики. Для этого ему нужно только выполнить возложенную на него хлебную повинность. В примечание к пункту 1-му постановления Совета Народных Комиссаров категорически указывается, что Компрод обязан вводить в действие этот декрет во всех тех местностях (губерниях и уездах), где население выполнит государственные обязательства.
Отличительную особенность только что изданного Советом Народных Комиссаров декрета от других аналогичных декретов, издававшихся ранее по разным поводам, составляет то, что в нем не содержится никаких ограничений устанавливаемого права. Заградительные отряды на гужевых, железнодорожных и водных путях сообщений снимаются. Таким образом, возможность реквизиции или конфискации в порядке проведения продовольственных разверсток отныне исключается; теперь реквизиция, конфискация могут применяться в европейской части республики только как меры борьбы с очевидной спекуляцией, и притом лишь в общем порядке, судебном или административном.
Такова в общих чертах сущность постановления Совета Народных Комиссаров о свободном обмене хлеба, зерно-фуража, картофеля и сена в губерниях, закончивших разверстки. Если у кого-либо были сомнения в том, что установленное ВЦИК право свободного обмена излишками, остающимися у населения после выполнения государственных обязательств, будет претворено в жизнь, то теперь эти сомнения должны отпасть. Новый курс в продовольственной политике взят твердо и никаких отклонений от него не будет допущено.
О том же самом свидетельствует и другое постановление Совета Народных Комиссаров, устанавливающее общую сумму хлебного налога по республике (Украина и Туркестан в расчет не принимаются) на урожай 1921 г. Декрет ВЦИК о натуральном налоге говорит о том, что налог должен быть меньше размеров проводившейся до настоящего времени разверстки и что сумма налога должна быть объявлена до начала весенних полевых работ. Оба эти условия Совета Народных Комиссаров выполнены: объявленная сумма хлебного налога (240 млн. пуд.) на 183 млн. пуд. меньше разверстки (423 млн. пуд.), которая была установлена на урожай 1920 г.; в ближайший срок будут объявлены налоговые ставки по отдельным губерниям.
В постановлении Совета Народных Комиссаров учтены тяжелое положение крестьянского хозяйства и необходимость для земледельца заранее, перед наступлением тяжелой сельскохозяйственной страды, знать, что потребует от него государство осенью и чем он вправе будет распоряжаться по своему усмотрению. Сельское население получает реальную возможность приступить к весенним работам не с закрытыми глазами, как раньше, а с определенным хозяйственным расчетом и с полной уверенностью в том, что добытое им в результате его труда, по выполнении налога, будет принадлежать ему и никто не посмеет отнять у него то, что принадлежит ему по праву. И в этом заключается громадное значение изданного Советом Народных Комиссаров декрета.
Оба приведенных постановления Совета Народных Комиссаров, как указано было выше, являются первыми шагами центральной власти по проведению в жизнь натурального налога. Предстоит еще издание ряда важнейших декретов, которыми в результате будет определяться не только новый курс продовольственной политики, но и общее направление нашей экономической политики. Изданные декреты — только вехи, намечающие дальнейшее развитие законодательной мысли. Но эти вехи ясно указывают тот путь, на который бесповоротно вступила Советская власть.
Известия ВЦИК, 1921, 30 марта, с. 1.