Как появляются привычки?

Рождается ребёнок. У родителей праздник. Папа в связи с этим откупоривает бутылку вина или шампанского, выпивает. Папа выпил. Он берёт на руки ребёнка. Ребёнок ещё ничего толком не понимает, но ему приятны тепло и забота отца. Вместе с добротой папы, он одновременно ощущает пары алкоголя. Папа его взял на руки, будучи в алкогольном одурманивании. Что происходит? Давайте рассуждать.

У человека и животных выработка условных рефлексов происходит по одной схеме. Помните эксперимент с собакой? Великий русский учёный И.П. Павлов много раз проводил эксперименты на животных. В комнате стоит собака, перед ней лампа. Зажигается лампа и сразу ставят перед ней миску с пищей. При виде пищи, у собаки вырабатывается слюна. Собака ест. Следующий раз то же самое. Но уже на пятый раз, после того как зажигается лампа, у собаки вырабатывается слюна! Еды ещё нет, а слюна уже течёт. Потом стали давать еду без светового оповещения. Через 5 раз, собака на лампу уже не реагировала. Что нам даёт этот эксперимент? Если два не связанных друг с другом события происходят одновременно, то на уровне рефлексов эти два события сольются воедино. Появление одного события будет подготавливать организм к появлению другого. С человеком ещё интереснее. С возрастом у человека вырабатываются стереотипы, которые имеют такую же природу, но они более сложные, сопряжены с выполнением сложных действий. Причём закрепиться стереотип может даже с одного раза, если человек в этот момент испытал сильный эмоциональный всплеск. Неважно какой: положительный или отрицательный. На уровне стереотипов происходит более сложная связка двух событий. Человек как бы считает, что одно событие является причиной другого. А другое, соответственно, следствием первого. Вернёмся к нашему ребёнку.

Ребёнок ещё не понимает, что алкоголь – это яд, у него нет убеждения.[2] Но внутренне, неосознанно ребёнок делает вывод: папа такой добрый потому, что от него пахнет. А если и мама берёт малыша будучи «под градусом», то ребёнок понимает: мама такая весёлая, потому, что от неё пахнет. Дальше, когда наступает Новый Год, папа и мама наливают что-то из красивых бутылок. Ребёнок видит, что родители что-то пьют из красивых бокалов, веселятся, относятся к нему особенно по-доброму в этот день. Ребёнок опять ощущает пары алкоголя. У ребёнка опять идёт связка: хорошо, когда пахнет. И, таким образом, человек отравляя себя сам, постепенно вовлекает своих детей в алкоголизацию. Кто-то говорил, что алкоголь – это яд? А если и говорили, то неужели одно слово сильнее жизненного опыта? Ведь проходит праздник и опять на столе бутылка. Та бутылка, которую не ставят просто так, а только в особенные дни. Да какая бутылка, красивая бутылка. Ребёнок постарше уже знает, что это алкоголь. Он видит, как бережно его хранят и как сакрально наливают, чокаются, произносят тосты. Формируется положительный, сакральный, даже мистический образ вина. На уровне подсознания человеку кажется, что вино несёт в себе магическую силу. Без него уже кажется праздник не праздничным, не особенным днём в году. Наступают праздники – на столе алкоголь. Родители дарят подарки, смеются, веселятся. Ребёнок понимает: «алкоголь – это хорошо», «алкоголь – это праздник». Когда он просит попробовать алкоголь, ему почему-то отказывают, не объясняя причину. Когда ребёнку исполняется 14, 16 или 18 лет, ему разрешают впервые попробовать вкус алкоголя. При этом организм ребёнка испытывает сильнейшую интоксикацию, ему может быть очень плохо, но уже перед первым употреблением у него будет заложена в голове алкогольная программа и весь его творческий потенциал в этот момент будет направлен на оправдание и объяснение алкогольной интоксикации. Иными словами, он будет себя осознанно или даже безсознательно убеждать в том, что алкоголь доставляет ему удовольствие.[3] Не зря ученик И.П. Павлова Г.А. Шичко говорил, что «алкоголизм начинается не с первой выпитой рюмки, а с первой увиденной рюмки, которую пьёт папа или мама».

Стоит отметить, что эта программа работает намного сильнее, если родители являются авторитетом для ребёнка, и работает реже, если родители являются уже алкоголиками или когда после принятия алкоголя у них портится поведение.[4] Это и понятно: в ребёнке закладывается противоположная программа: папа плохой, потому что выпил. В семьях, где отец алкоголик, очень часто дети сознательно трезвые. Но на этом история только начинается. Как дальше формируются алкогольные традиции?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: