4) Шиффман Х. Ощущение и восприятие, 5-е изд. — СПб., 2003
5) Хрестоматия «Психология ощущений и восприятия», под ред.Ю.Гиппенрейтер,М., Черо, 1999
Семинарское занятие № 2. Тема: “ Первичные и вторичные образы ”
План:
1. Гештальт-психология о свойствах и принципах организации восприятия.
2. Барьеры, иллюзии и стереотипы восприятия – разведите понятия и приведите примеры.
3. Психология восприятия цвета.
4. Восприятие и деятельность. Перцептивные действия.
5. Основные характеристики представлений в сравнении с восприятием.
6. Последовательные, персеверирующие образы и первичные образы памяти – разведите понятия.
Ключевые понятия:
Восприятие. Иллюзии восприятия. Стереотипы восприятия. Последовательный образ. Представления. Фрагментарность представлений. Неустойчивость представлений. Феномен фигуры и фона. Апперцепция. Перцептивные действия. Наблюдательность.
1. Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психологика, т. 1). — СПб., 2000 (Гл.1, раздел 2: революция от гештальта; победа когнитивизма.).
2. Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии, СПб, 1993 (1.4. Гештальт-психология: последействие фигуры и фона;).
3. Веккер Л. М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. — М., 2000.
4. Гусев А.Н. Ощущение и восприятие.- М.,МГУ- 2-ой том, изд. «Академия», 2007
5. Психология цвета, ред. Удовик С., М., Ваклер, 1996
6. Рок И. Введение в зрительное восприятие, в 2-х т.-М.,1980
7. Шиффман Х. Ощущение и восприятие, 5-е изд. — СПб., 2003
8. Хрестоматия «Психология ощущений и восприятия», под ред.Ю.Гиппенрейтер,М., Черо, 2000
Семинарское занятие № 3. Тема: “ Память как высшая психическая функция”.
План:
1.Ассоциации. Взгляды Аристотеля на роль ассоциаций.
2.Теории и механизмы пямяти. Исследования Г.Эббингауза.
3.Память как высшая психическая функция. Исследования А.Леонтьева и А.Лурия.
4.Аномалии памяти.
5.Память и научение.
6.Память и деятельность.
Ключевые понятия:
Память. Произвольная память. Непроизвольная память. «Кривая забывания». Мнемические процессы. Ассоциации. Амнезия. Эффект незавершенного действия (эффект Зейгарник). «Эффект края». Энграммы.
1) Аткинсон Р. Человеческая память как процесс обучения, М.,1980
2) Клацки Р. Память человека. – М.,1978.
3) Линдсей П.,Норманн Д.Переработка информации у человека: введение в психологию, пер. с англ.под ред. А.Р.Лурия,М.,Мир,1974
Нуркова В.В. Память. - М.,МГУ- 3-ий том, изд. «Академия», 2008
5) Хрестоматия «Познавательные психические процессы», Питер, Спб-М.,2001.
6) Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. — М., 1979 и далее
7) Хрестоматия «Психология памяти», под ред.Ю.Гиппенрейтер, М., Черо, 2000