Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Под нарушением бюджетного законодательства следует понимать неисполнение либо ненадлежащее исполнение требований, установленных Бюджетным Кодексом и иными актами бюджетного законодательства по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджетов, а также требований законодательства при получении и использовании бюджетных средств.

За нарушение бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры принуждения:

- приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств. Приостановление финансирования расходов за счет бюджетных средств как мера принуждения включает в себя неоплату зарегистрированных в автоматизированной системе государственного казначейства платежных документов получателей бюджетных средств полностью либо по отдельным позициям бюджетной классификации расходов.

Ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств включает в себя резервирование полностью либо по отдельным позициям бюджетной классификации бюджетных ассигнований, предусмотренных получателю бюджетных средств.

Приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств осуществляется на основании предписания о приостановлении (ограничении) финансирования расходов за счет бюджетных средств.

Предписание о приостановлении финансирования расходов за счет бюджетных средств оформляется в четырех экземплярах, подписывается руководителем (его заместителем) уполномоченного органа, регистрируется уполномоченным органом и не позднее следующего рабочего дня за днем вынесения направляется: первый экземпляр – организации или индивидуальному предпринимателю, допустившим нарушение бюджетного законодательства, второй – для исполнения в территориальный орган Министерства финансов Республики Беларусь по месту обслуживания получателя бюджетных средств, третий – в Министерство финансов Республики Беларусь либо в соответствующий местный финансовый орган, четвертый остается на хранении в уполномоченном органе, вынесшем его.

Аналогично предписание об ограничении финансирования расходов за счет бюджетных средств оформляется в трех экземплярах и не позднее следующего рабочего дня за днем вынесения направляется: первый экземпляр – организации или индивидуальному предпринимателю, допустившим нарушение бюджетного законодательства, второй – для исполнения в Министерство финансов Республики Беларусь либо в соответствующий местный финансовый орган, третий остается на хранении в уполномоченном органе, вынесшем его.

Министерство финансов Республики Беларусь либо соответствующий местный финансовый орган не позднее следующего рабочего дня за днем получения (вынесения) предписания подготавливают справку на резервирование бюджетных ассигнований, предусмотренных организации или индивидуальному предпринимателю, допустившим нарушение бюджетного законодательства;

- взыскание бюджетных средств. Взыскание денежных средств в бюджет, государственные внебюджетные фонды обращается на денежные средства, находящиеся на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, и осуществляется уполномоченным органом на основании приказа о принудительном взыскании денежных средств. Приказ оформляется в двух экземплярах, подписывается руководителем (его заместителем), принявшим приказ, и направляется: первый экземпляр – в банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию с приложением к платежному требованию, представляемому в банк для взыскания денежных средств в бесспорном порядке, второй остается в уполномоченном органе, принявшем приказ;

- приостановление расчетов по банковским счетам. Приостановление операций по банковским счетам организации или индивидуального предпринимателя, допустившим нарушение бюджетного законодательства, в банках или небанковских кредитно-финансовых организациях производится на основании предписания о приостановлении операций по банковским счетам. Предписание оформляется в трех экземплярах, подписывается руководителем (его заместителем) уполномоченного органа, регистрируется уполномоченным органом и не позднее следующего рабочего дня за днем вынесения направляется: первый экземпляр – в банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию, второй – организации или индивидуальному предпринимателю, допустившим нарушение бюджетного законодательства, третий остается в уполномоченном органе, вынесшем его;

- начисление и взыскание пени. Процедура взыскания пенианалогична процедуре взыскания денежных средств в бюджет.

Основаниями для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства являются:

- незаконное получение средств из бюджета;

- нецелевое использование средств бюджета;

- использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства;

- предоставление бюджетных ссуд, бюджетных займов с нарушением установленного порядка;

- невозврат или несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе;

- неперечисление, неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

- неперечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;

- неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных инструкций на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов и получателей бюджетных средств;

- непредставление в установленные сроки отчетности об использовании бюджетных средств, информации о движении бюджетных средств по счетам их получателей;

- нарушение условий договора с использованием бюджетных средств.

Под незаконным получением средств из бюджета следует понимать излишнее получение организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств независимо от источника финансирования вследствие завышения в расчетах, сметах, счетах и других документах сумм, подлежащих получению, представления недостоверных сведений о финансовом состоянии организаций, индивидуальных предпринимателей при получении средств из бюджета и представления других недостоверных данных, явившихся основанием для получения средств из бюджета в размерах, превышающих установленные законодательством.

Нецелевое использование средств бюджета – это любые действия распорядителей или получателей бюджетных средств, выразившиеся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения, определенным законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, иными актами законодательства, бюджетной росписью, уведомлением о средствах, передаваемых нижестоящим бюджетам в форме межбюджетных трансфертов, бюджетной сметой и расчетами, перечнями к ней.

Незаконное получение средств из бюджета, нецелевое использование средств бюджета, использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства влечет приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств, взыскание в бесспорном порядке в соответствующий бюджет полученных средств с начислением процентов в размере ставки рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Беларусь на дату взыскания.

За предоставление бюджетных ссуд, бюджетных займов с нарушением установленного порядка, в случае невозврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, в срок, установленный для возврата, при неперечислении процентов (платы) за пользование бюджетными средствами с нарушителя взыскиваются в бесспорном порядке суммы предоставленных бюджетных средств и суммы процентов, а также приостанавливаются операции по счетам в банке. За несвоевременный возврат взыскивается пеня.

Неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств, перечисление бюджетных средств в меньшем объеме, чем предусмотрено уведомлением о бюджетных ассигнованиях, влекут перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств до размера, предусмотренного уведомлением о бюджетных ассигнованиях.

В случае непредставления в установленные сроки бухгалтерской отчетности и иных сведений об использовании бюджетных средств в составе и порядке, определенных Министерством финансов, приостанавливается либо ограничивается финансирование расходов за счет бюджетных средств.

Юридические лица, их обособленные подразделения, индивидуальные предприниматели, получившие за счет средств бюджета предварительную оплату и не исполнившие или ненадлежащим образом исполнившие обязательство по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в сроки, предусмотренные договорами, уплачивают покупателю (заказчику) за каждый просроченный день пеню в размере, установленном законодательством, с зачислением ее в доход соответствующего бюджета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: