double arrow

Креативность и формы личного опыта

Во многих своих проявлениях образ жизни креативного класса сводится к напряженному поиску новых форм опыта. Идеалом для большого числа мо­их собеседников является возможность "жить полной жизнью", т. е. творче­ской жизнью, изобилующей интенсивными, высококачественными и раз­носторонними впечатлениями. Эти виды опыта отражают и усиливают их креативную идентичность. Мои интервью и фокус-группы показывают, что члены креативного класса предпочитают активный отдых пассивному, роль участника — роли зрителя спортивных соревнований. Им нравится местная уличная культура — музыканты на тротуарах, пестрая смесь кафе, малень­ких галерей и бистро, где трудно провести линию раздела между участником и наблюдателем или между креативностью и ее агентами. Такое окружение дает творческие стимулы, а не средство ухода от реальности. Как сказал один молодой человек, объясняя, чем его с друзьями привлекают безалкогольные заведения: "Мы не можем позволить себе терять потом время на восстановление". При всей активности, с которой креативные профессио­налы пользуются компьютером, делают покупки по интернету, участвуют в чатах и даже создают себе виртуальные имиджи, я постоянно убеждаюсь в том, что интересы настоящих компьютерных знатоков — специалистов по высоким технологиям и студентов-компьютерщиков из университетов на­подобие Карнеги-Меллон — простираются далеко за пределы виртуальных. Выше всего они ценят интенсивный опыт реальной жизни.

Как утверждают Джозеф Пайн и Джеймс Гилмор, авторы интересной кни­ги "Экономика опыта", потребление различных форм опыта для многих лю­дей сейчас значит больше, чем потребление традиционных товаров и услуг.

Виды опыта представляют собой четвертую категорию экономического предложения, отличаясь от услуг в той же мере, в какой услуги отличают­ся от товаров... Они всегда были частью экономики, но потребители, предприниматели и экономисты привыкли относить их к обслуживающе­му сектору вместе с такими обычными, непримечательными видами сер­виса, как химчистка, ремонт автомобилей, оптовая дистрибьюция и теле­фонная связь. Покупая услугу, человек приобретает право пользоваться результатами комплекса "нематериальных" работ, которые за него выполня­ет кто-то другой. Однако при покупке какой-либо формы опыта он платит за возможность определенное время участвовать в серии запоминающихся ме­роприятий, которые компания организует — по образцу театральной поста­новки — чтобы привлечь его лично...

Недавно выделенное в особую категорию предложение видов опыта имеет место всякий раз, когда компания специально использует услуги в качестве сцены, а товары — в качестве реквизита, рассчитывая на участие потребителя. Тогда как продукты потребления отличает взаимозаменяе­мость, товары — вещественность, а услуги — нематериальность, в формах опыта важна запоминаемость. Люди, покупающие опыт — вслед за Дисне­ем мы будем называть их "гости" — ценят сам факт своего участия в тех видах деятельности, которые предлагает им компания за некоторый пери­од времени. Подобно тому, как люди сократили потребление товаров и стали тратить больше денег на услуги, сейчас они пересматривают количе­ство времени и денег, уходящих на услуги, чтобы высвободить место для более запоминающихся — и более ценных — форм опыта2.

Однако Пайн и Гилмор подразумевают здесь в основном готовые к упо­треблению виды опыта, вроде тех, что предлагает Дисней. Члены креативно­го класса больше заинтересованы в активном и аутентичном опыте, который они могут структурировать по-своему. В переводе на язык повседневной практики это означает скалолазание, велосипед или занятия бегом вместо спортивных передач по телевизору; это означает путешествия, которые обеспечивают интеллектуальную или физическую стимуляцию; это означает приобретение необычных антикварных предметов обстановки или ориги­нальной мебели середины века в стиле модерн вместо стандартного дивана.

Поиск новых форм опыта намного шире простого приобретения. Некото­рые исследователи полагают, что предвкушение важнее реального пережива­ния, называя этот феномен "воображаемый гедонизм"1. Книга Бена Малбона "Клаббинг", посвященная британской клубной сцене, особо выделяет значение такого рода "потребления форм опыта". Малбон указывает, что для молодых людей сам по себе визит в танцевальный клуб — это только часть дела. Он описывает в подробностях продолжительный и сложный процесс: как клабберы решают, куда и когда им пойти, как они выбирают одежду и как пост-фактум обсуждают свой опыт и создают личные "истории"4. Как бы мы к этому ни относились, несомненно одно: всевозможные виды опыта прихо­дят на смену товарам и услугам, поскольку они стимулируют и обогащают наши творческие способности. Активный, основанный на индивидуальном опыте образ жизни распространяется и начинает доминировать в обществе параллельно развитию структур и институтов креативной экономики.

В 1950-е психолог Карл Роджерс обратил внимание на отношения между креативностью и различными формами опыта. В широко известной книге "Становление личности" он критически высказывается на счет недостаточ­но гибкого бюрократического общества тех дней и его удушающего воздей­ствия, доказывая "крайнюю общественную потребность" в креативности.

Среди видов досуга у нас безусловно преобладают пассивные развлечения и регламентированные групповые практики, а творческим занятиям уде­ляется намного меньше времени... В личной и семейной жизни повторя­ется та же картина. В одежде, которую мы носим, в еде, которую мы выби­раем и во взглядах, которых мы придерживаемся, наблюдается заметная тенденция к стереотипам и конформизму. Индивидуальность или своеоб­разие считаются "опасными"5.

Креативный образ жизни, то есть стремление превратить жизнь в череду различных опытов, стал непосредственной реакцией на эту проблему в ус­ловиях роста экономической потребности в творчестве. Роджерс намечает в общих чертах аспекты творческого процесса и предлагает свою теорию творчества, переходя затем к детальному изложению того, что, на его взгляд, составляет очевидную связь между креативностью и формами опыта.

Было установлено, что когда индивидуум "открыт" всему, что может дать ему личный опыт... его поведение становится более креативным, причем эта креативность с высокой степенью вероятности имеет конструктивную природу... В человеке, открытом новому опыту, различные стимулы не провоцируют защитный процесс... он воспринимает их свободно, без ис­кажения. Где бы ни коренился стимул — во внешней среде, в том влиянии,

которое форма, цвет или звук оказывают на чувствительные нервы, или и глубинах психики... он легко находит путь в сознание... Это позволяет по-новому подойти к определению "открытости опыту". Открытость опыту означает отсутствие ригидности и проницаемость границ между концеп­циями, мнениями, представлениями и гипотезами, а также способность получать какой угодно объем противоречивой информации без попытки "закрыть" ситуацию... Эта полная открытость сознания ко всему, что на­полняет собой данный момент в настоящем, является, на мой взгляд, важ­ным условием конструктивной креативности6.

Все это подводит нас к той роли, которую различные формы личного опыта играют сегодня в развитии креативности. Прежний конформистский образ жизни — предмет осуждения Роджерса — сменился более творческим, для которого характерно свободное и активное участие в многообразных ви­дах деятельности и поиск новых стимулов.

Кое-кто может заявить, что привлекательность подобного образа жизни должна была серьезно пострадать после трагедии 11 сентября 200 1 года — что все эти занятия в большой степени были проявлениями эгоизма и бесцель­ной погони за удовольствиями, и что сейчас люди становятся серьезнее и от­казываются от прежних легкомысленных интересов. Я не разделяю это мне­ние. Новый образ жизни основан не на "удовольствиях". Он скорее дополняет принципы, которых представители креативного класса придер­живаются в работе, и обеспечивает основу их существования.

Позвольте мне привести пример из собственной жизни, который, воз­можно, поможет пояснить это утверждение. События 11 сентября подейст­вовали на меня самым угнетающим образом. Две недели я был не в состоя­нии сосредоточиться на своей работе, не мог ничего писать. Я отменил несколько выступлений, потому что буквально не мог говорить. Подобно миллионам американцев, я часами сидел у телевизора и смотрел новости. Однако была одна вещь, к которой я не утратил интереса — наоборот, меня тянуло к ней. Это мой велосипед. Я вообще заядлый ездок, а тогда мне бы­ло просто необходимо каждый день уходить из дома и часами жать на педа­ли — ехать... ехать... и ехать. Это не имело ничего общего с моей страстью к велосипедам или с желанием сохранить хорошую физическую форму. Мой импульс гарантировал разрядку, давал возможность перестать думать, оста­новить лихорадочный круговорот мыслей, сделать какое-то физическое усилие — просто ехать. Мне кажется, что похожие побуждения приводят в действие новый образ жизни и новую практику досуга. Отдых, позволяю­щий одновременно переключиться и перезарядить батареи — это необходи­мая практика для творческого человека.

На рубеже XIX и XX веков известный экономист радикальных взглядов Торстейн Веблен выдвинул ставшую знаменитой теорию "праздного клас­са"7. Изучая "престижное потребление" капиталистов-нуворишей и их семей,

Веблен обнаружил, что новые элиты демонстрируют свои ценности и влияние посредством тех вещей, которые они могли купить на свои деньги. Как показывает историк Гэри Гросс в исчерпывающем обзоре потребления в XX веке, потребительские привычки членов этой новой элиты вращались вокруг громадных особняков и усадеб, "подставного потребления" через приобретение их женами предметов роскоши, а также участия в "показной потере времени" — например, игры в гольф8. Таким образом, их по праву можно назвать праздным классом, выставляющим напоказ не только свое имущество, но и свое безделье.

Креативные специалисты относятся скорее к "активному классу", чем к праздному классу в понимании Веблена. Их модели потребления не носят на­столько явного показного характера и они, безусловно, не участвуют ни в ка­ких занятиях ради потери времени — как показала предыдущая глава, у них вообще нет лишнего времени. Кроме того, статус и идентичность этих людей зависит не столько от собственности, которой они владеют, сколько от пере­живания различных видов опыта. Как писала в 1995 году Джули Блик, выпу­скница бизнес-школы Уортон и бывший инженер Microsoft, книга которой отражает ее личный опыт: "Престижное потребление сейчас не в моде. Люди не покупают самолеты или огромные виллы. Для отдыха у них есть какой-ни­будь маленький домик в лесу, обставленный мебелью из ИКЕА"9. Этот сдвиг в стиле потребления обусловлен реальными экономическими причинами. По свидетельству специалистов по истории экономики, стандарты жизни сред­него американца выросли настолько, что вещи перестали обозначать статус их владельца, как было когда-то. В своем детальном исследовании американ­ских жизненных стандартов в XX веке Клэр Браун, специалист по экономике труда из Калифорнийского университета в Беркли, пишет:

В 1918 году нельзя было даже вообразить те улучшения повседневной ма­териальной жизни, которые произошли к концу 1980-х. В 1988 году благо­состояние семей, принадлежащих к рабочему классу, было выше, чем у служащих в 1918 году. Продукты питания, транспорт, медицинское обслу­живание и домашние удобства обеспечили материальное качество жизни, недоступное даже элитам любой из предшествующих эпох... Активные ви­ды досуга превратились в важную составляющую жизни. Рабочие семьи владели спортивным снаряжением, посещали спортивные и культурные мероприятия и даже путешествовали во время отпуска1".

Лауреат Нобелевской премии по экономике Роберт Фогель так обобщает создавшееся положение: "В наши дни простые люди хотят использовать из­лишек свободного времени на те удовольствия, которые сто лет назад толь­ко богатые могли себе позволить в достаточном количестве... Основная стоимость подобных занятий измеряется не в денежных затратах, а во вре­мени"". По мере того, как сама жизнь становится все более редким и ценным

товаром, растет число тех, кто определяет качество жизни по качеству различных форм потребляемого ими опыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: