double arrow

Тело как предмет искусства

Как-то раз, говоря о подтянутых фигурах многих молодых представителей креативного класса, мой брат Роберт, который и сам старается не терять тону­са, заявил, что "студенты сегодня выглядят так, будто у них такая специали­зация — всегда быть в форме". То же самое можно сказать и о другой креатив­ной подгруппе — исполнителях. Многие музыкальные звезды, наподобие Брюса Спрингстина и Мадонны, сейчас в лучшей физической форме, чем они были в начале своей карьеры. У некоторых современных музыкантов би­цепсы больше, чем у профессиональных атлетов сорок лет назад; появись Боб Дилан в наши дни, агент первым делом отправил бы его на тренажеры.

В январском номере за 2000 год журнал Men's Fitness поместил свой "Фитнес-индекс", распределивший пятьдесят крупных американских горо­дов в соответствии с физическими плюсами и минусами их жителей, кото­рый стал немедленной сенсацией и попал в заголовки газет и различные ток-шоу по всей стране23. В Индексе учитывались 29 категорий, от курения и излишнего веса до процента взрослого населения, занимающегося физи­ческими упражнениями на регулярной основе. В следующей части своей книги я собираюсь более подробно остановиться на показателях креатив­ных городов, а пока достаточно обратиться к таблице 10.2, где перечислены "самые спортивные" и "самые пассивные" города параллельно с их местом в моем "Индексе креативности". В общем и целом, в список самых спор­тивных городов попали ведущие креативные центры — Сан-Диего, Минне­аполис, Сиэтл, Вашингтон и Сан-Франциско — тогда как среди "пассив­ных" их намного меньше. Наряду с Филадельфией (мэр которой призвал весь город сесть на диету и сбросить вес), пассивные города включают Кан­зас-Сити, Хьюстон, Индианаполис и Новый Орлеан. По "Индексу креатив­ности", спортивные города имеют средний рейтинг 30, а пассивные отста­ют на 20 пунктов со средним рейтингом в 53.

Хотя выборка Men's Fitness невелика, я попробовал провести некоторые основные корреляции, чтобы установить, как "Фитнес-индекс" соотносится с различными индикаторами креативного города вроде "индекса креативно­сти" и других показателей. Во всех случаях корреляции были одновременно позитивными и статистически значимыми. Оказалось, что для спортивных городов характерны высокие баллы по "Индексу креативности", значитель­ный уровень инноваций и наличия высокотехнологичных индустрии, а также многочисленное гомосексуальное и богемное население24.

Одержимость креативного класса физической формой объясняется не только заботой о здоровье или сменой эстетических стандартов в пользу, скажем, накачанных бицепсов. Я вижу в ней свидетельство растущего во­сприятия тела как средства творческого самовыражения. Не случайно пир­синг и татуировки приобрели такую феноменальную популярность, а фит-нес-центры предлагают занятия по "скульптуре тела". Мы наблюдаем зарождение новой формы искусства, предметом которой является тело. Ко­му-то эта тенденция может показаться слишком нарциссичной, однако она обусловлена практическими причинами. Поскольку люди стали позже всту­пать в брак и чаще разводиться, креативный класс все больше времени про­водит на рынке знакомств. Не только у человека, но и у представителей других видов живых существ ключевая роль здесь принадлежит внешним каче­ствам: чем лучше ты выглядишь, тем больше у тебя шансов. Представители креативного класса, с их экономической мобильностью и предприимчивос­тью, не жалеют времени на то, чтобы правильно подать себя потенциальным работодателям, клиентам или партнерам. Каким бы вредным ни был этот стереотип, все же подтянутая, спортивная внешность часто дает преимуще­ства по сравнению, скажем, с избыточным весом.

Идея самого себя как произведения искусства имеет давнюю традицию среди творческих людей. В первой половине XIX века, когда в Париже воз­ник новый класс самозваных художников и писателей, многие современни­ки обращали внимание на то, насколько важно для них было выглядеть при­влекательно, оригинально и креативно:

Когда Теккерей впервые познакомился с парижской богемой, он был так ошарашен, что составил подробное описание их наружности: локонов, за­витушек, париков, английских, греческих и испанских сеток, а также вели­кого разнообразия бород и курток... Красный жилет Теофиля Готье поразил честных буржуа на премьере "Эрнани", хотя по богемным стандартам ни­чего экстравагантного в этом наряде вовсене было25.

Описанию идеального типа Бодлер посвятил знаменитое эссе "Денди"; сам он тоже неизменно заботился о безупречности своего костюма:

Он тщательно избегал уличной грязи, а если шел дождь, прыгал через лу­жи на цыпочках, оберегая свои остроконечные лакированные туфли... Он носил мягкий шейный платок ослепительной белизны, выпуская его поверх плаща 26

верх плаща

В современном креативном классе имеет место сходный феномен, с той существенной разницей, что сейчас презентация распространяется с одеж­ды на тело. Мы носим более открытую одежду — Бодлеру не приходилось комплексовать из-за своих рук, надевая майку на лямках, а его любовнице Жанне Дюваль задумываться о том, как ее ноги выглядят в шортах — и по­тому само наше тело подлежит творческой обработке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: