Рим возник как город в 8 в до н. э., как империя охватившая Средиземноморье - в 3 в. Трактат "Земледелие"
Катон: для всех государств в то время главная проблема - земледелие. Его он считал самым достойным почетным и благородным занятием идеализировал натуральное хозяйство направленное на удовлетворение собственных потребностей. Определяющую роль в деле организации идеального хозяйства отводил собственному имению,засчитывал рабов к орудиям труда, выступал за жесткую дисциплину считал что они всегда должны быть в работе. Советует сурово обр. с рабами: сеять между ними вражду, кормить и одевать в зав. от их работы и поведения. Каждый раб должен получать "урок", т. е. объем работы.(Это было до восстания рабов под руководством Спартака.)
Варрон, 1 в н. э. Трактат "О с\х". Считал доходность хозяйств зависящей только от качества почв, ну и иногда от выгодного месторасположения (близко к сбыту). отметил низкую эффективность рабского труда. Доходность рабовладельческого хозяйства мыслитель связывал с качествами земли и агрокультурой. Выступал за либеральные методы принуждения рабов к труду.
|
|
Колумелла, После восстания Спартака выгоднее стало сдавать землю, особенно удаленную от сбыта в городах, в аренду и нанимать свободных!
Поставил вопрос про интенсификацию развития рабовладельческих хозяйств на основе провидения агротехнических мероприятий и реорганизацию труда рабов с целью повышения эфф. Рабского труда он советовал покупать опытных и квалифицированных рабов, разделять труд между невольниками проводить соревнования между рабами используя материальные и моральные стимулы.
Гай в своем труде «Природная история» определял что расширение производства за счет наращивания объемов землевладения и рабского труда приводит к увеличению расходов по надсмотру и управлению которые поглощают собственный доход. Чтобы повысит с\х труда он считал что землевладельцы должны перейти к умеренности и максимальному сокращению расходов, пропагандируя используя новых и дешевых орудий труда, осуждал рабовладельчество.
Тиберий та Гай Гракхи они предусматривали ограничение большого землевладения, предоставление земли бедным производителям с целью возрождения мелкого землевладения. Провели аграрные реформы. Тиберий добился утверждением народным собранием закона проекта согласно которому земельный фонд римской земли ограничивался 250 га. Гай- возобновил деятельность земельной комиссии которая предоставила земельные участки тисячам бедных семей, провел политику образования новых колоний на государ. Землях в Италии и Карфагене. Организовал продажу в Риме дешевого хлеба предложил законопроект по предоставлению всем жителям Италии прав Римского гражданства.
|
|
8.Економічні погляди середньовіччя. Вчення каноністів про „справедливу ціну".Фома Аквінський
Средневековая европейская мысль испытывала сильное влияние античности.Особенностью средневековых учений стало участие в их создании католической церкви, ставшей крупным феодалом, обладающим землями и крестьянами. Вопросы эффективного управления землей, получение дохода стали для церкви также важны, как и для любого другого хозяйствующего субъекта. В поисках ответа на экономические вопросы стали принимать участие монахи - каноники(канонисты), церковные юристы, Характеристика экономической мысли средневековья:
1. Экономическая мысль прикрывалась богословскими текстами замысловатого характера.
2. Отражение борьбы между крестьянской общиной и феодальным поместьем (колонат, латифундия, вилла).Феодальные поместья добились только подчинения общины, а не ее устранение. Сохранились общинные луга, леса, болота, пастбища- их сохранение- одно из требований крестьянских восстаний. Это основа конфликта между общинной собственностью и частной собственностью.
3. Крупное производство, благодаря концентрации крестьян (техника ручная и примитивная).
4.Экономическая политика феодального поместья - особенное место в развитии экономической мысли. Раб работает под принуждением, крестьянин же полу самостоятельный работник. Он работает хорошо на своем участке, но на хозяйском дворе так же уклоняется от работы, как и раб античности. Отсюда возникают общие экономические проблемы: как заставить трудиться раба и крестьянина на господской вилле, латифундии.
5. Оброк и барщина, противоречия между ними. Оброк- более прогрессивен. Барщина- тот же рабский труд. Оброк ослаблял зависимость между крестьянином и феодалом.
6. Оправдание феодальной ренты- справедлива и достойна. Поиски экономического принуждения, поземельной зависимости, возвращение к барщине.
7. Противоречия между натуральным и товарным хозяйством, крестьянами и горожанами. В городах даже отменяется крепостничество.
Основной принцип - "Нет земли без господина".