Экономическое мнение арабских стран в период средневековья развивалось под воздействием ислама, изложенного в Коране — священной книге мусульман.
Как и другие религиозные книги, Коран является сборником проповедей, обрядовых и юридических установок, традиций, заклинаний и молитв, поучительных рассказов и притч, в частности учение о необходимости соблюдения установленных в обществе норм и законов; обязательность милосердия, помощи бедным и обездоленным; непримиримость к ростовщичеству; терпимость к торговле при условии правильной системы мер и ваг и тому подобное.
В то же время Коран выступает против избыточного обогащения, страсти к наживе, алчному, ненасытному накоплению имущества и денег, а также мотовству, пропагандируя умеренность, бережливость и неприхотливость.
В священной книге мусульман отмечается, что все верующие должны тратить часть своего имущества "на пути божьем", платя милостыню. При нем благотворительность рассматривается исламом как в общих чертах религиозное и общегосударственное обязательство.
|
|
Много важных экономических идей содержатся в произведениях выдающегося мыслителя арабского Востока Ибн Хальдуна.
В своих трудах Ибн Хальдун:
• Выдвинул концепцию "социальной физики", в основе которой лежит признание закономерного прогресса человеческого общества, предопределенного экономическими факторами. Мыслитель отмечал то, что в основе общественной жизни лежит необходимость объединения людей для совместимого удовлетворения потребностей. Движущую силу поступательного развития человечества он видел в материальном производстве, труде как основных источниках богатства и доходов.
Отметив, что "...умови, в которых живут поколения, отличаются в зависимости от того, как люди добывают средства для существования", Ибн Хальдун выдвинул собственную периодизацию общественного прогресса. По мнению мыслителя, человечество в своем развитии прошло три этапа:
1) состояние дикости, характерное для начального периода развития человеческого общества;
2) состояние примитивности, связанное с занятием земледелием и скотоводством;
3) состояние цивилизации, предопределенное развитием ремесел, торговли и науки, образованием и ростом могущества городов.
• Выделил необходимый и дополнительный продукт, связав производство последнее с периодом цивилизации. По мнению мыслителя, в сельском хозяйстве производится лишь необходимый продукт, поскольку в земледелии и скотоводстве продуцируются блага, достаточные для удовлетворения первоочередных потребностей.
• Основой общественного порядка провозгласил частную собственность как вечный и неизменный дар природы.
• Выразил интересные идеи о товаре, его свойствах, ценообразованиях и роли рынка. Анализируя простое товарное производство, Ибн Хальдун узалежнював цены от факторов спроса и предложения: количества товаров, которые предлагаются на рынке, демографической ситуации в стране.