Продукты коррозии металлов в масле, при попадании на поверхности трения, способствуют увеличению износа деталей. Поэтому присадки, подавляющие коррозию, выполняют одновременно функцию противоизносных присадок.
Антикоррозионные присадки, или ингибиторы коррозии действуют следующим образом:
•нейтрализуют кислоты, образованные при окислении масла или при сгорании сернистого топлива; для этой цели используются соединения, обладающие щелочными (основными) свойствами;
•образуют защитную адсорбционную или хемосорбиионную пленку, препятствующую реакции кислот с поверхностью металла; для этой цели применяются соединения некоторых органических соединений серы, фосфора и азота; соединения серы, особенно дисульфиды и полисульфиды могут быть использованы в качестве противозадирных и противоизносных присадок;
•связывают влагу, без которой коррозия невозможна.
Ингибиторы коррозии (corrosion inhibitors) и присадки против ржавления (antirust additives). Ингибиторы коррозии защищают поверхность вкладышей подшипников и других деталей из цветных металлов от коррозии и коррозионного износа, вызываемых органическими кислотами. Механизм защиты - образование защитной пленки и нейтрализация кислот. Для этих целей применяются диалкилдитиофосфат цинка,- другие соединения серы и фосфора, присадки, отличающиеся и противозадирными свойствами. Присадки против ржавления защищают стальные или чугунные стенки цилиндров, поршни и поршневые кольца от ржавления при воздействии водного раствора кислоты. Механизм защиты - образование сильно адсорбированной защитной пленки, предохраняющей поверхность металла от непосредственного контакта с водным раствором кислоты. Для этой цели применяются аминосукцинаты и сульфонаты щелочных металлов - в основном сильные поверхностно-активные вещества (ПАВ) - детергенты. Способность масла противостоять коррозии и ржавлению оценивается разными методами при определении других эксплуатационных свойств (стендовые или моторные испытания).
Особую роль при подавлении коррозии играют щелочные присадки, особенно в дизельных двигателях, в которых применяются сернистые топлива. Такие присадки нейтрализуют сернистые соединения, образующиеся при сгорании топлива предотвращая тем самым процесс коррозии. Высокой щелочностью отличаются металлсодержащие моющие присадки.