Этика как проявление рефлексии индивида в рабовладельческом обществе

Логическим следствием выделения морали как относительно самостоятельного феномена является рефлексия человека - как морального существа, - с помощью которой достигается природа, сущность, структура и функции морали

Рефлексия (лат - изгиб, отражение) - осмысление человеком собственных действий и их закономерностей, самопознания, раскрывающая духовный мир человека; в психологии - самоанализ, размышления человека (иногда чрезмерные и) о собственном душевном стан.

Выражением рефлексии является этика. Сознание может сделать себя предметом теоретического анализа только при условии, что она опредметнена в реальных формах, т.е. вынесена наружу и может относиться к себе опосередственно. Таким проявлением нравственного сознания есть реальные моральные отношения людей (нравственность), которые стали объектом внимания теоретического мышления. Произошло это в рабовладельческом обществе и было вызвано многочисленными противоречиями, которые существовали в немому.

Проблемы морали отображались в мифах первобытного общества, в художественной литературе, первых философских трудах Однако наука о морали особенно активно развивалась в конце IV века до н.э, когда античная не общество было потрясено глубоким и затяжным кризисом Именно тогда этические проблемы стали доминировать в философских трудах мыслителей Кризис городов-полисов вызвала конце IV - в III в до н э глубокие изменения в интеллектуальной жизни древнегреческого общества Тогдашние философы пришли к выводу, что противоречия общественной жизни невозможно преодолеть средствами политической борьбы, а личность не может противостоять общей необходимости мирового порядка, который включает в себя и необходимость всех человеческих действий Философия была вынуждена обосновать принципы личного поведения в рамках существующего государства, что безмерно преобладает своим могуществом силу отдельных лиц В связи с этим на первое место среди вопросов философии выходят вопросы этикета.

Возникновение этики было обусловлено более внутренними личностными потребностями свободных греков, чем необходимостью идеологического воздействия на рабов. Ведь даже для оправдания перед своей совестью рабовладелец должен был убедить себя, что рабство действительно является естественным, вечным и необходимым для развития общества. Выполняя социальный заказ, античные мыслители создали соответствующий этические концепц. Кризис рабовладельческого общества в итоге привел многих античных мыслителей к мнение, что раб является такой же человеком, как и все остальные. Об этом убедительно писал Л-А Сенека.

В целом сформулирован в античные времена вывод о всеобщности морали, независимость морального значимости человека от его социального статуса был значительным шагом в процессе исторического становления морали, а затем и этик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: