Этические установки в культуре Древнего Рима

Древнеримская этика была типичной для рабовладельческого общества, в котором высокими моральными качествами наделялись лишь свободные граждане, а рабы находились вне сферы морали Однако в Древнем Риме чаще, чем в Древней Греции, раздавались голоса в защиту достоинства человека независимо от его социального статуса. Раб, по словам Л-А Сенеки, является равным другим людям, в его душе тоже есть начала гордости, чести, мужества, великодушия.

Отношение к физическому труду, было отрицательным, правда, не повсеместно, ведь любимым занятием римлян было земледелие, а диктатора Цинцинната (V века до н.э) римляне высоко ценили за то, что он собственными руками обрабатывал свою землю По преданию, его просто от плуга пригласили народные собрания на высший государственный должности.

Основной клеткой древнеримского общества была семья. К ней принадлежали отец, его жена, дети и даже взрослые сыновья со своими женами и детьми. Пока отец жил, даже взрослые сыновья вполне зависили от него. Отец был обладателем и судьей семьи, мог продать сыновей в рабство и даже убить. Он распоряжался всем имуществом семьи, в частности и тем, что дети приобрели своим трудом. Семья была фундаментом, который удерживал общественную организацию Древнего Рима. Осуществляя реформы, император Гай Юлий Цезарь Октавиан Август (64-14 до н е) пытался возродить древнее семейную жизнь в Риме В своих эдиктах (указах) он выступил против супружеской измены и разврата, издал закон, согласно которому граждане в возрасте от 25 до 60 лет имели право вступать в супружеские связи, наказывал бездетных, вознаграждал родителей больших семей.

Женщина в римской семье была не рабыней, а хозяйкой. Она самостоятельно управляла своими делами, занимала значительно более почетное место, чем в Древней Греции, странах Древнего Востока. Например, после того я как сын последнего короля Римского государства Тарквиния Гордого пренебрег женщину высокого рода и она покончила с собой, поднялось восстание, на волне которого диктатора выгнали из города, а Римское государство стала Республикой.

Некоторое время мораль в Древнем Риме имела сословный характер. Однако после длительной борьбы между патрициями и плебеями здесь была утверждена гражданское равенство, согласно которой происхождение не играло великой роли. Несмотря на то, будучи равными перед законом, римляне принадлежали к разным классам в соответствии с имущественным богатством, прежде всего, земли и капитала. Регламентируемыми были их поведение и даже одежда. Высшей социальным слоем считалась шляхта (нобилес). Второй мощной слоем был рыцарский (всадники). Они отбывали военную службу в коннице, имея собственных или предоставленных государством лошадей. Обычаи и моральные нормы крестьян и пролетариата существенно отличались от неписаных норм поведения нобилей и рыцарей.

Мораль Древнего Рима испытала существенное влияния со стороны знаменитого римского права. Ведь эффективность и развитие морали зависят от способности государства обеспечить полноценное функционирование норм права (с законов государства). Власть древнеримской государства одной из первых пришла к выводу о необходимости считаться с культурой других народов, даже завоеванных.

Признавая себя учениками античной Греции в сфере науки и философии, римляне были очень высокого мнения о своем образе жизни, обычаи, государстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: