Человек в системе космической жизни

Прежняя механистическая наука рисовала мрачную картину Вселенной, где властвует всемогущая тенденция к возрастанию случайности и энтропии, где все движется к неизбежной тепловой смерти и распаду (диктат второго закона термодинамики). Ее опровержению послужили исследования нобелевского лауреата Ильи Пригожина (1984 г.) по так называемым диссипативным структурам в определенных химических процессах и открытый им новый принцип, лежащий в их основе, — порядок через флуктуацию. Дальнейшие исследования показали, что этому принципу подчинены не только химические процессы: он представляет собой базисный механизм развертывания эволюционных процессов во всех областях — от атомов до галактик, от отдельных клеток до человеческих существ и вплоть до обществ и культур.

На основании этих наблюдений появилась возможность сформулировать единую точку зрения на эволюцию, объединяющим принципом которой является не стабильное состояние, а динамические состояния неуравновешенных систем. Открытые системы на всех уровнях являются носителями всеобщей эволюции, которая гарантирует, что жизнь будет продолжать свое движение во все более новые динамические режимы сложности. Всякий раз, когда какие-либо системы в любой области начинают задыхаться от энтропийных отходов, они мутируют в направлении новых режимов. Одна и та же энергия и те же принципы обеспечивают эволюцию на всех уровнях, будь то материя, информация или ментальные психические процессы. Микрокосм и макрокосм являются аспектами единой эволюции. Эволюция человека является значимой составной частью вселенской эволюции.

По теории британского биолога Р. Шелдрейка, изложенной в его книге «Новая наука жизни» (1981 г.), форма, развитие и поведение организмов определяются «морфогенетическими полями», которые в настоящее время еще не могут быть измерены физикой, но эти поля создаются формой связи через пространство и время и обладают кумулятивными свойствами. Если у достаточного числа представителей вида развились какие-то организменные свойства или особые формы поведения, это автоматически передается другим особям, даже если между ними нет обычных форм контакта. Какой бы неправдоподобной и абсурдной ни казалась эта теория механически ориентированному уму, она проверяема, и уже сейчас, на своем раннем этапе, она подтверждается экспериментами на крысах и обезьянах. Шелдрейк вполне осознает, что его теория имеет далеко идущие приложения в психологии, и сам говорит о ее связи с юнговской концепцией коллективного бессознательного. К. Юнг еще в 30-40-е годы XX века пришел к выводу, что в психике человека помимо сознания и индивидуального бессознательного компонента, между которыми происходит непрерывный обмен энергией, существует еще коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением созидательной космической силы.

Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуального (личностного бессознательного), идентично у всех людей и потому образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, наиболее глубинный уровень психики. «Коллективное бессознательное — предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому как море есть предпосылка каждой отдельной волны». Между отдельным человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения». Юнг считал коллективное бессознательное творческим принципом, связывающим человека со всем человечеством, с природой, с космосом и Вселенной.

Коллективное бессознательное как духовное наследие всего, что было пережито человечеством, как общая душа, не имеющая временных пределов, представляет собой совокупность архетипов. Архетипы — «психические первообразы, скрытые в глубине фундаменты, корни сознательной души, опущенные в мир в целом», — это системы установок, являющихся одновременно и образами, и эмоциями; они передаются по наследству вместе со структурой мозга, «это тахтоническая часть души, через которую душа связана с природой, миром, космосом».

Архетипы, с одной стороны обусловливают предрасположенность к поведению определенного типа, основные коллективные идеи, образы человечества в ту или иную

эпоху, а с другой стороны, влияют на физический мир, космос, являются неким связующим звеном между материей и психикой.

Таким образом, Юнг положил начало трансперсональной психологии, которая рассматривает человека как космическое и духовное существо, неразрывно связанное со всем человечеством и Вселенной, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному полю.

Идеи трансперсональной психологии получили дальнейшее развитие в исследованиях Ассаджиоли, С. Гроффа, Ч. Тойча, К. Уилбера.

Большинство современных астрономов и философов считают, что жизнь — распространенное явление во Вселенной и существует множество миров, на которых обитают цивилизации. Уровень развития некоторых внеземных цивилизаций

может быть неизмеримо выше уровня развития земной цивилизации. Именно с такими цивилизациями землянам особенно интересно установить контакт. На развитие мнения о множестве цивилизаций повлияло несколько аргументов. Во-

первых, в метагалактике есть огромное число звезд, похожих на наше Солнце, а, следовательно, планетные системы могут существовать не только у Солнца. И более того исследования показали, что некоторые звезды определенных

спектральных классов вращаются медленно вокруг своей оси, что может быть вызвано наличием вокруг этих звезд планетных систем. Во-вторых, при соответствующих условиях жизнь могла возникнуть на планетах других звезд по типу эволюционного развития жизни на Земле. Молекулярные соединения, необходимые для начальной стадии эволюции неживой природы, достаточно распространены во Вселенной и открыты даже в межзвездной среде. Продолжаются споры о реальности внеземных цивилизаций, но лишь дальнейшие наблюдения и эксперименты позволят выяснить, существуют ли где-нибудь обитаемые миры или мы одиноки, по крайней мере, в пределах нашей Галактики. Поиск разума сводится к радиоконтакту.

Биоэтика — междисциплинарная область знания, охватывающая широкий круг философских и этических проблем, возникающих в связи с бурным развитием медицины, биологических наук и использования в здравоохранении высоких технологий.

Термин «Биоэтика» был предложен в 1971 году Ван Поттером в книге «Биоэтика: мост в будущее» для обозначения особого варианта экологической этики, рассматривающей возможности выживания человечества в условиях техногенной цивилизации, однако впоследствии значение термина изменилось.

Актуальные моральные проблемы биоэтики:

a) аборта; контрацепции и новых репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение, оплодотворение «в пробирке», суррогатное материнство);

b) проведения экспериментов на человеке и животных;

c) получения информированного согласия и обеспечения прав пациентов, в т.ч. с ограниченной компетентностью, например, детей или психиатрических больных;

d) выработки дефиниции смерти; самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или недобровольной); трансплантологии;

e) отношения к умирающим больным (хосписы);

f) СПИДа и отношения к заболевшим СПИДом;

g) популяционной политики и планирования семьи;

h) медицинской генетики (включая проблемы геномных исследований);

i) справедливости в здравоохранении;

j) экологии и здоровья человека в техногенной цивилизации;

и др.

Традиционный медицинский подход сводил благо пациента к состоянию телесного благополучия (т.е. нормальности с точки зрения медицины). Врачи считали себя вправе принимать решения во благо пациентов, не интересуясь их собственным «невежественным» пониманием. Биоэтика формирует обосно-вание права пациентов быть признанными в качестве автономных субъектов, играющих решающую роль в принятии касающихся их медицинских решений.

В конце 20 века возникают особого рода социальные новообразования:

a) на уровне взаимоотношений врача и пациента – этические комитеты;

b) на уровне общества - различные политических движения.

Правозащитное движение различных групп пациентов, обосновываясь на исследованиях в области биоэтики, привело к признанию (в т.ч. и на правовом уровне) решающей роли «общественного обсуждения» в выработке морально обоснованной национальной политики в области здравоохранения.

Именно такой подход формулируется в Конвенции Совета Европы «О защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине» (1996).

К началу 90-х гг. практически повсеместно получают признание основополагающие права пациента:

a) право на информацию о диагнозе и прогнозе собственного заболевания,

b) право на выбор врача,

c) право на сохранение конфиденциальности медицинской информации,

d) право на неприкосновенности частной жизни,

e) право на обеспечение правила информированного согласия

и др.

Законодательно оформляются также особые права психиатрических больных, беременных женщин, эмбрионов, доноров органов и т.д.

Для решения проблем биоэтики создаются новые социальные институты: этические комитеты (или комиссии) - разнообразные по составу и статусу аналитически-консультативные, иногда и контролирующие органы, призванные вырабатывать нравственные правила функционирования конкретных исследовательских и медицинских учреждений, давать этическую экспертизу и рекомендации по конфликтным ситуациям, возникающим в биомедицинских исследованиях и медицинской практике.

Этические комитеты являются специфическим «социальным органом» биоэтики. Они появились в 60-х гг. 20 в. в США и к середине 90-х гг. распространились практически по всему миру.

Этические комитеты создаются с целью защиты прав граждан и отдельных групп населения в области здравоохранения и участия в разработке норм медицинской этики, - профессиональной этики мед. работников.

Структура и функции этических комитетов варьируются в зависимости от специфики решаемых задач, местных условий и традиций.

Они включают, помимо медиков и биологов, юристов, психологов, социальных работников, экспертов в области медицинской этики, пациентов и их представителей, а также представителей общественности.

В процессе обсуждения и принятия решений мнения профессиональных медиков и непрофессионалов рассматриваются в качестве равноценных.

Этические комитеты могут организовываться как самостоятельный социальный институт (к таким относятся комитеты, созданные на постоянной основе при отдельных исследовательских центрах в странах, где нет национальных систем, как в России, Украине, т.е. в качестве органа, самостоятельно созданного той или иной организацией) или быть элементом централизованной национальной системы. Так, например, в США созданы ревизионные советы научных учреждений, в Великобритании – региональные исследовательские этические комитеты, в Норвегии существует централизованная система этических комитетов.

В зависимости от выполняемых задач создаются:

а) исследовательские этические комитеты, которые занимаются защитой прав испытуемых при биомедицинских исследованиях.

При экспертизе заявок на проведение научных исследований проверяется соблюдение принципа добровольного информированного согласия:

— насколько полно выполняется требование добровольности при получении согласия людей на участие в качестве испытуемых при биомедицинских экспериментах и клинических испытаниях;

— насколько точно и доступно происходит их информирование о целях и задачах экспериментов, связанных с ними рисках и выгодах для испытуемых;

— насколько эффективно обеспечивается защита от возможного нанесения морального (напр., в виде разглашения конфиденциальной информации) или физического (т.е. для здоровья человека) ущерба испытуемым, а также проверка осуществления компенсации в случае его наступления.

В случае невыполнения установленных правил, некоторые комитеты имеют право накладывать запрет на проведение соответствующих исследований.

б) этические комитеты при отдельных больницах (при национальных или международных медицинских сообществах).

Эти этические комитеты в основном заняты следующим:

— разработкой моральных принципов профессиональной деятельности мед/ персонала,

— совершенствованием внутрибольничных административных регламентов (например, правил отключения жизнеподдерживающей аппаратуры, порядка хранения и доступа к конфиденциальной информации, правил распределения органов или тканей для трансплантации, доступа к спасающей жизнь аппаратуре и т.д.),

— выработкой рекомендаций по улучшению законодательства в этой области, обсуждением и подготовкой предложений для разрешения конкретных случаев из медицинской практики, вызвавших (или способных вызвать) серьезные моральные затруднения или даже конфликтные ситуации.

Иногда в качестве одной из своих задач они ставят задачу морального и правового образования медицинского персонала больниц и пациентов.

Всё взаимосвязано со всем - гласит первый экологический закон. Значит, и шага нельзя ступить, не задев, а порой и не нарушив чего-либо из окружающей среды. Каждый шаг человека по обычной лужайке - это десятки погубленных микроорганизмов, спугнутых насекомых, изменяющих миграционные пути, а может быть, и снижающих свою естественную продуктивность.

Уже в прошлом веке возникла тревога человека за судьбу планеты, а в текущем столетии дело дошло до кризиса мировой экологической системы из-за возобновления нагрузок на природную среду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: