Лабораторный практикум по дисциплине “Концепции современного естествознания”
Таблица 4.1
| Наименование темы | Наименование лабораторной работы |
| Научный метод (научный метод познания) | Определение плотности твердого тела |
| Организация материи на физическом уровне (волновые эффекты в природе) | Определение длины волны света с помощью дифракционной решетки |
| Процессы на физическом уровне организации материи (квантовые эффекты в природе) | Законы фотоэффекта |
| Процессы на физическом уровне организации материи (строение атома) | Упругие и неупругие столкновения электронов с атомами газа |
| Динамические и статистические теории (статистические закономерности) | Закон больших чисел |
Темы семинаров
4.1 Материя, формы существования, превращения, закон сохранения материи
4.2 Взаимодействия в природе, принцип близкодействия, поля. Проявление различных сил в масштабах Мега-, Макро- и Микро- мира
4.3 Основы теории относительности
4.4 Химические взаимодействия, типы связей, закономерности химических реакций
4.5 Порядок и беспорядок в природе, энтропия, второй закон термодинамики, статистичность многих природных явлений
4.6 Самоорганизация в природе, соотношение случайного и закономерного в природе, закон больших чисел.
4.7 Проблемы современной науки, примеры необъяснимых явлений, неизбежность ограниченности научного познания.
4.. Микромир, атом, частицы, особенности их поведения, элементы квантовой механики.
4.9 Наука и религия, история их взаимоотношений, примеры их современного сосуществования.
4.10 Периодическая таблица элементов Д.И.Менделеева
4.11 Измерения физических величин, погрешность измерений
Раздел 2. Современные концепции биологической картины мира и представления самоорганизации в живой природе
Виды и объёмы учебной работы, график изучения дисциплины
Таблица 1
Виды и объемы учебной работы, график изучения дисциплины
«Концепции современного естествознания»
специальности 05050165 Профессиональное обучение (0305000),
специализаций «Государственное и муниципальное управление экономикой» (030501.18),
«Хозяйственно-правовая деятельность» (030502.18),
«Предпринимательская деятельность» (030503.18)
«Внешнеэкономическая деятельность» (030504.18)
«Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве» (030516.18)
| Объемы учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий | Форма обучения | |||
| Очная | Заочная с ПСО | Заочная с ССО | Очно-заочная | |
| 1. Виды и объемы учебной работы, в ч | ||||
| 1.1. Общая трудоемкость дисциплины | - | |||
| 1.2. Аудиторные занятия | - | |||
| 1.2.1 Лекции | - | |||
| 1.2.2. Практические (семинарские) занятия | - | - | ||
| 1.2.3. Лабораторные работы | - | - | - | |
| 1.3. Самостоятельная работа: | - | |||
| 1.3.1. Курсовой проект (работа) | - | - | - | - |
| 1.3.2. Контрольная работа | - | - | ||
| 1.3.3. Расчетно-графическая работа | - | - | - | - |
| 1.3.4. Другие виды самостоятельной работы (написание рефератов, само- стоятельное изучение отдельных тем) | - | |||
| 2. График изучения дисциплины | ||||
| 2.1. Курс | II | II | II | - |
| 2.2. Семестр | 3-й | 4-й | 4-й | - |
| 2.3. Экзамен (семестр) | - | - | - | - |
| 2.4. Зачет (семестр) | 3-й | 4-й | 4-й | - |
| 2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) | - | - | - | - |
| 2.6. Контрольная работа (семестр) | - | 4-й | 4-й | - |
Таблица 2
Виды и объемы учебной работы, график изучения дисциплины
«Концепции современного естествознания»
Специальности 05050165 Профессиональное обучение (0305000),
специализаций «Декоративно-прикладной дизайн» (030501.04),
«Дизайн интерьера» (030502.04),
«Художественное проектирование и конструирование швейных изделий» (030503.04),
«Парикмахерское искусство и дизайн прически» (030504.04)
| Объемы учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий | Форма обучения | ||
| Очная | Заочная с ПСО | Заочная с ССО | |
| 1. Виды и объемы учебной работы, в ч | |||
| 1.1. Общая трудоемкость дисциплины | |||
| 1.2. Аудиторные занятия: | |||
| 1.2.1 Лекции | 2 + 8 | ||
| 1.2.2. Практические (семинарские) занятия | |||
| 1.2.3. Лабораторные работы | - | - | - |
| 1.3. Самостоятельная работа: | |||
| 1.3.1. Курсовой проект (работа) | - | - | - |
| 1.3.2. Контрольная работа | - | ||
| 1.3.3. Расчетно-графическая работа | - | - | - |
| 1.3.4. Другие виды самостоятельной работы (написание рефератов, само -стоятельное изучение отдельных тем) | |||
| 2. График изучения дисциплины | |||
| 2.1. Курс | II | II, III | II |
| 2.2. Семестр | 4-й | 5-й | 3-й |
| 2.3. Экзамен (семестр) | 4-й | 5-й | 3-й |
| 2.4. Зачет (семестр) | - | - | |
| 2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) | - | - | - |
| 2.6. Контрольная работа (семестр) | 5-й | 2-й, 3-й |
Таблица 3
Виды и объемы учебной работы, график изучения дисциплины
«Концепции современного естествознания»
Специальностей 04020165 «Социология» (020300),
«Экономическая социология» (020305)
| Объемы учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий | Форма обучения | ||
| Очная | Заочная с полным сроком | Заочная с сокращен- ным сроком | |
| 1. Виды и объемы учебной работы, в ч | |||
| 1.1. Общая трудоемкость дисциплины | - | ||
| 1.2. Аудиторные занятия: | - | ||
| 1.2.1 Лекции | - | ||
| 1.2.2. Практические (семинарские) занятия | - | ||
| 1.2.3. Лабораторные работы | - | - | - |
| 1.3. Самостоятельная работа: | - | ||
| 1.3.1. Курсовой проект (работа) | - | - | - |
| 1.3.2. Контрольная работа | - | ||
| 1.3.3. Расчетно-графическая работа | - | - | - |
| 1.3.4. Другие виды самостоятельной работы (написание рефератов, само- стоятельное изучение отдельных тем) | - | ||
| 2. График изучения дисциплины | |||
| 2.1. Курс | II | II | - |
| 2.2. Семестр | 4-й | 4-й | - |
| 2.3. Экзамен (семестр) | - | - | - |
| 2.4. Зачет (семестр) | 4-й | 4-й | - |
| 2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) | - | - | - |
| 2.6. Контрольная работа (семестр) | 4-й | 4-й | - |
Таблица 4
Виды и объемы учебной работы, график изучения дисциплины
«Концепции современного естествознания»
Специальности 05072065 «Физическая культура» (033100), «Фитнесс» (033114)
| Объемы учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий | Форма обучения | ||
| Очная | Заочная с полным сроком | Заочная с сокращен- ным сроком | |
| 1. Виды и объемы учебной работы, в ч | |||
| 1.1. Общая трудоемкость дисциплины | - | ||
| 1.2. Аудиторные занятия: | - | ||
| 1.2.1 Лекции | - | ||
| 1.2.2. Практические (семинарские) занятия | - | ||
| 1.2.3. Лабораторные работы | - | - | - |
| 1.3. Самостоятельная работа: | - | ||
| 1.3.1. Курсовой проект (работа) | - | - | - |
| 1.3.2. Контрольная работа | - | - | |
| 1.3.3. Расчетно-графическая работа | - | - | - |
| 1.3.4. Другие виды самостоятельной работы (написание рефератов, само-стоятельное изучение отдельных тем) | - | ||
| 2. График изучения дисциплины | - | ||
| 2.1. Курс | I | I | - |
| 2.2. Семестр | 2-й | 2-й | - |
| 2.3. Экзамен (семестр) | 2-й | 2-й | - |
| 2.4. Зачет (семестр) | - | - | - |
| 2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) | - | - | - |
| 2.6. Контрольная работа (семестр) | - | - | - |
Таблица 5
Виды и объемы учебной работы, график изучения дисциплины
«Концепции современного естествознания»
Специальности 05050165 Профессиональное обучение
специализации «Профессионально-педагогические технологии в экономике» (030510.18)
| Объемы учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий | Форма обучения | ||
| Очная | Заочная с полным сроком | Заочная с сокращен- ным сроком | |
| 1. Виды и объемы учебной работы, в ч | |||
| 1.1. Общая трудоемкость дисциплины | |||
| 1.2. Аудиторные занятия: | |||
| 1.2.1 Лекции | |||
| 1.2.2. Практические (семинарские) занятия | |||
| 1.2.3. Лабораторные работы | - | - | |
| 1.3. Самостоятельная работа: | |||
| 1.3.1. Курсовой проект (работа) | - | - | - |
| 1.3.2. Контрольная работа | - | ||
| 1.3.3. Расчетно-графическая работа | - | - | - |
| 1.3.4. Другие виды самостоятельной работы (написание рефератов, само-стоятельное изучение отдельных тем) | |||
| 2. График изучения дисциплины | |||
| 2.1. Курс | II | II | II |
| 2.2. Семестр | 3-й | 4-й | 4-й |
| 2.3. Экзамен (семестр) | 3-й | 4-й | 4-й |
| 2.4. Зачет (семестр) | - | - | - |
| 2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) | - | - | - |
| 2.6. Контрольная работа (семестр) | - | 4-й | 4-й |
Таблица 6
Виды и объемы учебной работы, график изучения дисциплины
«Концепции современного естествознания»
Специальности 04010165 «Социальная работа» (350500)
специализаций «Социальная работа в системе здравоохранения» (350513),
«Социальная работа с семьей и детьми (350520),
«Социально-правовая защита населения» (350540)
| Объемы учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий | Форма обучения | ||
| Очная | Заочная с полным сроком | Заочная с сокращен- ным сроком | |
| 1. Виды и объемы учебной работы, в ч | |||
| 1.1. Общая трудоемкость дисциплины | - | ||
| 1.2. Аудиторные занятия: | - | ||
| 1.2.1 Лекции | - | ||
| 1.2.2. Практические (семинарские) занятия | - | ||
| 1.2.3. Лабораторные работы | - | - | - |
| 1.3. Самостоятельная работа: | - | ||
| 1.3.1. Курсовой проект (работа) | - | - | - |
| 1.3.2. Контрольная работа | - | - | |
| 1.3.3. Расчетно-графическая работа | - | - | - |
| 1.3.4. Другие виды самостоятельной работы (написание рефератов, самостоятельное изучение отдельных тем) | - | ||
| 2. График изучения дисциплины | |||
| 2.1. Курс | I | I | - |
| 2.2. Семестр | 2-й | 1-й, 2-й | - |
| 2.3. Экзамен (семестр) | 2-й | 2-й | - |
| 2.4. Зачет (семестр) | - | 1-й | - |
| 2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) | - | - | - |
| 2.6. Контрольная работа (семестр) | - | 1-й, 2-й | - |
Таблица 7
Виды и объемы учебной работы, график изучения дисциплины
«Концепции современного естествознания»
Специальности 050340265 Иностранный язык
специализация «Иностранный язык» (033200)
| Объемы учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий | Форма обучения | ||
| Очная | Заочная с полным сроком | Заочная с сокращен- ным сроком | |
| 2. Виды и объемы учебной работы, в ч | |||
| 1.1. Общая трудоемкость дисциплины | - | - | |
| 1.2. Аудиторные занятия: | |||
| 1.2.1 Лекции | |||
| 1.2.2. Практические (семинарские) занятия | |||
| 1.2.3. Лабораторные работы | |||
| 1.3. Самостоятельная работа: | |||
| 1.3.1. Курсовой проект (работа) | - | ||
| 1.3.2. Контрольная работа | - | ||
| 1.3.3. Расчетно-графическая работа | - | ||
| 1.3.4. Другие виды самостоятельной работы (написание рефератов, само-стоятельное изучение отдельных тем) | |||
| 2. График изучения дисциплины | |||
| 2.1. Курс | IV | ||
| 2.2. Семестр | 7-й | ||
| 2.3. Экзамен (семестр) | - | ||
| 2.4. Зачет (семестр) | 7-й | ||
| 2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) | - | ||
| 2.6. Контрольная работа (семестр) | - |
2. Тематический план изучения дисциплины
Таблица 8
Тематический план изучения дисциплины «Концепции современного знания»
по очной форме обучения
| Наименование темы (раздела) дисциплины | Коды специальностей отраслей или областей, специа-лизаций, учебные планы которых включают дисциплину «Концепции современного естествознания» | |||||
| 05050165 (030501.18, 030502.18, 030503.18, 030504.18, 030516.18) | 05050165 (030501.04, 030502.04, 030503.04, 030504.04) | |||||
| Количество аудиторных часов | ||||||
| Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Раздел 1. Особенности биологического уровня организации материи | - | - | - | - | ||
| 1.1. Определение понятия “жизнь”. Особенности биологической формы организации материи. Система органического мира Земли. | ||||||
| 1.2. Клетка как структурная и функциональная единица живого | 0,5 | 0,5 | ||||
| 1.3. Обмен веществ и превращение энергии в клетке | 0,5 | 0,5 | ||||
| Раздел 2. Происхождение жизни на Земле | - | - | - | - | ||
| 2.1. Абиотические взгляды на происхождение жизни | ||||||
| 2.2. Современные концепции происхождения жизни. Формирование биосферы Земли | ||||||
| Раздел 3. Принципы воспроизводства и развития живых систем | - | - | - | |||
| 3.1. Жизненный цикл клетки. Размножение организмов | ||||||
| 3.2. Индивидуальное развитие организмов | ||||||
| Раздел 4. Принципы эволюции. Генетика и эволюция | - | - | - | |||
| 1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
| 4.1. Эволюция биологичес ких систем. Доказательства и этапы биологической эволюции | ||||||
| 4.2. Основные теории эволюции. Эволюционное учение Ч.Дарвина | ||||||
| 4.3. Генетика - наука о зако- номерностях наследствен -ности и изменчивости | ||||||
| 4.4. Генетика и эволюция. Синтетическая теория эволюции | ||||||
| 4.5. Антропогенез. Биоло-гические законы и общество | ||||||
| Раздел 5. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы | - | - | - | |||
| 5.1. Биологическое многообразие. Критерии эволюционного прогресса | ||||||
| 5.2. Биоразнообразие как основа устойчивости биосферы | ||||||
| Раздел 6. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность | - | - | - | |||
| 6.1. Физиология человека | 0,5 | |||||
| 6.2. Сущность и истоки человеческого сознания | 0,5 | |||||
| 6.3. Физиология, здоровье и болезнь | 0,5 | |||||
| 6.4. Эмоции, творчество, работоспособность | 0,5 | |||||
| Раздел 7. Человек, биосфера и космические циклы. Биоэтика | - | - | - | |||
| 7.1. Место человека в истории Земли. Гелиобиологическая концепция | 0,5 | |||||
| 7.2. Необратимость времени. Самоорганизация в живой природе | ||||||
| 7.3. Учение о биосфере. Эволюция биосферы | 0,5 | |||||
| 7.4. Ноосфера | 0,5 | |||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 7.5. Основы экологии. Экологический кризис | ||||||
| 7.6 Биоэтика | 0,5 | |||||
| Раздел 8. Принципы универсального эволюционизма | - | - | - | - | ||
| 8.1. Эволюционно-синергетическая парадигма | ||||||
| 8.2. Принципы универсального эволюционизма | ||||||
| Раздел 9. Путь к единой культуре | - | - | - | - | ||
| 9.1. Кризис современной культуры, его причины | ||||||
| 9.2. Принципы становления единой культуры | ||||||
| ИТОГО по видам занятий | - | - | - | |||
| ВСЕГО по дисциплине |
Таблица 9
Тематический план изучения дисциплины «Концепции современного знания»






