Виктор фредерик вайскопф

(1908 – 2002)

Американский физик-теоретик. Научные работы посвящены ядерной физике, физике элементарных частиц, квантовой теории поля, квантовой электродинамике, физике твердого тела. Построил теорию поляризации вакуума. Исследовал влияние конечных размеров ядер на сверхтонкую структуру, предсказал кулоновское возбуждение ядер, сформулировал совместно с другими оптическую и статистическую модели ядра. Внес существенный вклад в проблему перенормировок в анализе значений масс и заряда в квантовой электродинамике.

135. «Бытие человека покоится на двух китах: чувствах и знаниях. Чувства без знаний неэффективны; знания без чувств бесчеловечны». [ 29, 13].

136. «Физика – это не только поиски истины, но и потенциальная власть над природой». [ 29, 27].

137. «Ученые способны быстро понимать друг друга, общие интересы и усилия, направленные на более глубокое проникновение в тайны природы, способствуют установлению тесных связей, позволяющих легко перекидывать мосты через географические границы независимо от политических и социальных различий. Научные границы и научные проблемы действительно интернациональны, или «наднациональны», и в значительной степени не зависят от политических и экономических систем». [ 29, 30].

138. «Значение научного сотрудничества далеко выходит за узкие рамки целей более эффективного осуществления наших научных замыслов. Оно подчеркивает связь всех людей. Ученые, откуда бы они ни были, приходят к общему образу мыслей; у них есть общая система ценностей, направляющая их деятельность по крайней мере в пределах их собственной профессии. В этих кругах общества, вероятно, могут с большей легкостью обсуждаться новые подходы к сближению наций, некоторые политические недоразумения могут проясняться, а опасные напряжения – сниматься».

[ 29, 238].

139. «Есть еще одна сторона науки… Она признает единственность жизни на Земле, для развития которой понадобилось несколько миллиардов лет. Потеря живого существа означает невосполнимую потерю определенной генетической комбинации. Фонд биологического наследия, сложившийся в результате медленного процесса эволюции, был бы безвозвратно потерян, если бы он был разрушен вызванной человеком катастрофой. Нашей обязанностью является сохранение и дальнейшее развитие этого фонда, который находится в наших руках и лучшее или худшее будущее которого зависит от нас. Теперь мы ответственны за успешное продолжение этого необычного эксперимента, который природа начала на Земле. Естественно, что эти стороны науки оказывают глубокое влияние на наше мышление; они могут привести к созданию некоего подобия этических законов, по крайней мере среди научного сообщества, члены которого проникнуты этими идеями».

[ 29, 241].

140. «Дух фундаментального исследования включает в себя следующие элементы: интерес к пониманию природы; настойчивость в наблюдении, классификации, исследование наблюдаемого явления ради самого явления; стремление глубже проникнуть в предмет, экспериментируя с природой, пользуясь изобретательностью для изучения явления в особых и необычных условиях – все для того, чтобы обнаружить связи и зависимости, причины и следствия, законы и принципы».

[ 29, 251].

141. «Человеческие проблемы, создаваемые все нарастающим развитием основанной на науке техники, слишком близки и слишком угрожающи; они затмевают значение фундаментальной науки как орудия глубокого проникновения в сущность явлений природы. Ученый должен быть готов к встрече с результатами воздействия науки на общество; он должен быть осведомлен о социальных механизмах, приводящих к особым применениям научных результатов и к злоупотреблению ими, должен стараться предотвратить злоупотребления и увеличивать пользу, приносимую научными открытиями. Иногда он должен находить силы противостоять общественному давлению, заставляющему его участвовать в деятельности, которую он считает вредной… Это ставит ученого в центр социальной и политической жизни и борьбы». [ 29, 263].

142. «Все части и все стороны науки едины. Наука не может развиваться, если она не преследует целей чистого знания и проникновения в законы природы. Она не будет существовать, если ее не использовать широко и мудро для блага человечества, а не в качестве орудия господства одной группировки над другой. Существование людей зависит от любознательности и сострадания. Любознательность без сострадания бесчеловечна; сострадание без любознательности бесплодно».

[ 29, 265].

143. «Любая из новых революционных идей в современной науке возникла как усовершенствование старой системы мышления, ее обобщение и расширение. Теория относительности не устраняет механику Ньютона – орбиты спутников все еще рассчитываются по ньютоновской теории, ─ она расширяет область применения механики на случай высоких скоростей и устанавливает общую значимость одних и тех же концепций для механики и теории электричества. Появление квантовой теории, видимо, больше других событий в науке напоминает революцию, но даже эти идеи, например соотношения неопределенностей, следует рассматривать как уточнение классической механики при переходе к рассмотрению очень малых систем; они не меняют степени приложимости классической механики к движению более крупных тел». [ 29, 263].

143. «Глядя на развитие науки в двадцатом столетии, можно различить два направления, которые за неимением лучшей терминологии я бы назвал «интенсивным» и «экстенсивным». Вкратце: интенсивное исследование стремится к открытию фундаментальных законов, экстенсивное ставит целью объяснение явлений в терминах известных основных законов. Как всегда, разделение такого рода неоднозначно, но в большинстве случаев оно ясно видно. Физика твердого тела, физика плазмы и, возможно, биология – экстенсивны. Физика высоких энергий и большая часть ядерной физики интенсивны. Интенсивных исследований всегда проводится меньше, чем экстенсивных. Как только открывается новый закон, начинается огромная и все усиливающаяся деятельность по применению открытий к еще необъясненным явлениям. Таким образом, основные исследования развиваются в двух измерениях. Передовая линия науки тянется на большое расстояние от новейших и самых современных исследований через экстенсивные исследования, выросшие вокруг вчерашних интенсивных, к широкой и хорошо развитой паутине экстенсивной деятельности, основанной на интенсивном исследовании прошедших десятилетий». [ 29а, 601].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: