Предмет и специальность психотерапии

Существует несколько подходов к пониманию психотерапии:

Психотерапия в узком понимании - это система комплексного лечебного вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека при различных заболеваниях. Основная задача психотерапии - купирование психопатологической симптоматики для достижения внутренней и внешней гармонизации личности.

В широком понимании - это процесс психологического упорядочивания прошлого, настоящего и будущего для гармонизации с собой и миром в настоящем.

Некоторые авторы выделяют медицинскую и немедицинскую модели психотерапии.

Медицинская модель рассматривает психотерапию как лечение человека с помощью психологических средств воздействия. Здесь чаще речь идет о неврозах, в основе которых лежат психологические причины. В других случаях психотерапия используется как вспомогательный метод (например, при лечении психозов, где центральное место отводится биологическим методам). Немедицинская модель психотерапии предполагает оказание психологической помощи здоровым людям в ситуациях различного рода психологических затруднений, в случае потребности субъекта улучшить качество собственной жизни.
Психотерапевт - это специалист с медицинским или психологическим образованием, который прошел специальную профессиональную подготовку в одной или нескольких областях психотерапии.
От понятия "психотерапия" нужно отличать понятия "психологическое консультирование" и "психологическая коррекция".
Психологическое консультирование - это предоставление человеку информации о его психологическом состоянии: о причинах, механизмах появления психологических феноменов или психопатологического синдрома. Это проведение активного целенаправленного психологического воздействия на клиента для гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению. Благодаря консультированию стало возможным проведение анализа психологического состояния клиента с проведением психологической диагностики. Психолог предоставляет клиенту объективные данные и дает научную интерпретацию полученных данных, которые должны способствовать решению клиентом общежитейских проблем, способствовать личностному росту клиента.
Психологическая коррекция - это исправление тех особенностей личности, психологического развития клиента, которые не являются для него оптимальными. Цель коррекции - выработка и овладение навыками активной для индивида и эффективной для сохранения здоровья психологической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе. Методы психологической коррекции многообразны, выбор их зависит от того, к какой психологической школе принадлежит психолог.

Таким образом, в качестве теоретической основы психотерапии выступает научная психология, психологические теории и концепции. Именно теоретические представления, раскрывающие психологическое содержание понятий «норма» и «патология», определяют цели и задачи, характер и специфику психотерапевтических воздействий. Ранее уже отмечалось, что при всем разнообразии психотерапевтических подходов существует три основных направления в психотерапии, соответственно трем основным направлениям психологии, и каждое из них характеризуется своим собственным подходом к пониманию личности и личностных нарушений и логически связанной с этим собственной системой психотерапевтических воздействий. Так, в рамках психодинамического подхода в качестве основной детерминанты личностного развития и поведения человека рассматриваются бессознательные психические процессы, а нарушения личностного функционирования (и невроз) понимаются как следствие конфликта между бессознательным и сознанием. Тогда понятно, что основной целью психотерапии является достижение осознания этого конфликта и собственного бессознательного. Представители поведенческого направления фокусируют свое внимание на поведении. Здоровая личность характеризуется адаптивным поведением (норма — это адаптивное поведение), а невроз или личностные нарушения — результат неадаптивного поведения, сформировавшегося в результате неправильного научения. Из этого следует, что целью психологического вмешательства является научение или переучивание, замена неадаптивных форм поведения на адаптивные (эталонные, нормативные, правильные). Гуманистическое или «опытное» направление в качестве основной человеческой потребности рассматривает потребность в самореализации и самоактуализации. Невроз же является следствием невозможности самоактуализации, следствием блокирования этой потребности, что связано с недостаточным самопониманием и принятием себя, недостаточной целостностью Я. В этом случае целью психологического вмешательства будет создание условий, в которых человек сможет пережить новый эмоциональный опыт, способствующий принятию себя и личностной интеграции, что и обеспечивает самоактуализацию.

Одно из наиболее емких определений сути психотерапии принадлежит М.Я.Мудрову: «…зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом почитаю заметить, 2 что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они исчерпываются из науки мудрости, чаще из психологии: своим искусством печального утешить, сердитого умягчить, нетерпеливого успокоить, резкого испугать, робкого сделать смелым, скрытого откровенным, отчаянного благонамеренным. Сим искусством сообщается та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метания».

Важный вклад в развитие отечественной и мировой психотерапии внесли труды И.П.Павлова, его учеников и последователей. Предложив торию физиологических механизмов сна, переходных состояний и гипноза, Павлов заложил основы одного из направлений научного толкования многих явлений, которые веками считались таинственными и загадочными. Учение Павлова о сигнальных системах, физиологическом влиянии слова и внушения стало основой для научной психотерапии. На Западе особую роль в развитии психотерапии сыграли труды З.Фрейда, его учеников и последователей.

Знание психологии больного, его личностных особенностей и возможностей, его понимание болезни и отношения к ней, дает врачу возможность целенаправленно использовать в лечебном комплексе психотерапевтические методы, что, безусловно, повышает эффективность медицинской помощи. Слово врача действует на больного не меньше, а иногда даже и больше, чем медикаменты. Афоризм «Плох тот врач, после беседы с которым больному не стало легче» должен помнить каждый врач, находящийся у постели больного. Поэтому, прежде чем приступить к обследованию, необходимо узнать пациента, побеседовав с ним, и обязательно дать ему надежду на выздоровление или по крайней мере на улучшение состояния. В этом заключаются первые этапы психотерапевтической помощи пациенту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: