Катонги- это псевдоним. Анонимность места полевой работы была требованием комитета по этике исследований в области социальных наук Стэнфордского университета, где я был аспирантом в момент проведения исследования (1994–1996), а также Американской антропологической ассоциации.
Цель данной статьи — рассмотреть исследование с новой точки зрения, в свете диалога антропологии и экономической социологии.
Вопросы: Следует ли понимать такой безденежный товарооборот как рудимент советской или даже досоветской практики обмена, которая «ещё не успела» интегрироваться в рыночные отношения? Или же бартер раннего постсоветского времени — это результат радикальных реформ, нацеленных на создание рыночных отношений, и, в частности, результат инфляции, которая уничтожила денежные накопления советских граждан? (автор склонен ко второй точке зрения)
Речь будет идти и об одновременности, и о современности рыночных и нерыночных форм обмена. В каждом отдельном случае операции обмена может придаваться разный смысл: одно и то же действие в одном случае может интерпретироваться как бартер, а в другом — как дарение. В статье раскрываются многообразие и многозначность и самих обменных отношений, которые включают денежный и бартерный товарообмен, а также делёж, дар и дань.
|
|
1. Каждая подобная интерпретация обмена соответствует различным формам организации социального пространства вокруг этих операций. «Бартер», «дарение», «дань», «товар» и т. д.
2. И дар, и торговля совершенно не обязательно создают отношения равенства
3. Каждый тип обмена ставит участников в разные положения относительно друг друга.
В статье рассматривается «социальная жизнь предметов».
Отличие подхода автора в том, что и обмениваются, и изменяются в этом процессе не только предметы, а сами смыслы обмена: «это — дар»; «нет, это — бартер»; «нет, это — дань».