Билет №10. Власть

– это способность и возможность одного человека, группы, организации, государства навязывать свою волю другому лицу, группе и тд вопреки их сопротивлению.

С момента возникновения общества власть была фактором, который упорядочивал взаимодействия людей. Поэтому идея изначального всеобщего равенства абсурдна и опасна. Все попытки воплотить это приводили к созданию жестких автократических структур.

Поэтому властные отношения необходимы. Они есть и у животных. Существует иерархия, которая помогает максимально снизить степень конфликтов, тк каждый знает свое место, права и обязанности.

Способность навязывать свою волю другим – ресурс власти. У животных это сила, агрессивность, жизненный опыт. У человека они более разнообразны: идеология, любовь, вера, знания, богатства, интересы.

Каждый человек нуждается в своем пространстве, территории. Если животные метят свою территорию, то люди создали институт частной собственности. Отношения собственности, урегулированные правом, являются частью властных отношений и результатом соц эволюции территориалного поведения.

Можно выделить несколько уровней организации территориального поведения, посягания на каждый уровень вызывает агрессию и недовольсто.

Первый уровень – интимная часть пространства. Она неотделима, ее нельзя уменьшить или увеличить. Пожатие рук или дружеское похлопывание – допустимое поведение, более близкое может вызвать дискомфорт.

Второй уровень – индивидуальное физическое пространство. Личная комната, свое место за столом.

Третий уровень – вторичные территории. Двор, улица.

Четвертый уровень – территория всего общества. Община, этнос, государство раса.

Естественные основы неравенства: пол и возраст. Мужчины доминируют над женщинами, более старшие над молодыми. Первые выполняют менее престижную работу. Это почти во всех обществах и во все времена. И остается до сих пор.

Проблемы власти с соц точки зрения всегда интересовали философов, ученых. Выдвигались различные концепции власти:

Макиавелли (власть – форма чел деятельности, которой присуще «естественные причины» и «полезные правила», позволяющие учитывать свои возможности, чтобы предвидеть ход событий и принять необходимые меры.) – рационально-практическая трактовка

В эпоху просвещения (Локк, Гоббс, власть – результат общественного договора о добровольных ограничений, принимаемая с целью самосохранения) - согласованный характер.

Фуко (власть сама формирует своих субъектов, различные типы власти порождают соц реальность) Отношения власти пронизывают все сферы жизни. Власть приобретает анонимный характер, нельзя обнаружить ее прямой источник. Чем анонимнее власть, тем индивидуализированней ее объект и тем доступнее он контролю. Основная модальность власти – ее всенадзорность, дисциплинирование и нормирование. Она предполагает определенные стратегии управления индивидами, надзора над ними. Отказ от персонификации власти, ласть, по Фуко, должна циркулировать и не быть сконцентрированной в одном месте и в одних руках, потому что она должна создавать истину, Власть существует не потому, что существует государство или государственные институты (суд, полиция, армия,..), а наоборот, они есть порождение или воплощение власти.

Бодрияр. Никто не способен опровергнуть власть, только вследствие природных катастроф можно будет избавиться от власти как феномена и вернуть его в первоначальное состояние природы.

Паноптикуп Бентама.

проект идеальной тюрьмы Иеремии Бентама, когда один стражник может наблюдать за всеми заключенными одновременно. В проекте тюрьма представляет собой цилиндрическое строение со стеклянными внутренними перегородками. Стражник находится в центре, но невидим для заключенных. Узники не знают, в какой точно момент за ними наблюдает и у них создается впечатление постоянного контроля. Таким образом, они становятся идеальными заключёнными. В этом смысле власть должна быть невидимой и должно сложиться впечатление, что контроль постоянный.

2.Понятие судьбы, рока в процессе самоопределения человека.

Судьба и самоопределение

Содержание мифов различных народов свидетельствует, что представление о судьбе возникло еще в первобытные времена. В нем отразилось понимание того обстоятельства, что жизнь людей определяется далеко не только их собственной волей, но и факторами окружающего мира, олицетворяемыми некими высшими силами. И все же такое положение вещей не исключало полностью феномен индивидуального самоопределения. Предпосылкой для него служило наличие сознания и самосознания. В первобытном коллективе люди дифференцированы по полу и возрасту и потому выполняют разные социальные функции, причем с различной степенью успешности (в зависимости от индивидуальных качеств). Кроме того, индивидуальные особенности и трудовые заслуги запечатлеваются и в личном имени, в правах и в моральном статусе индивида. Появляется основание говорить о самоидентификации и, может быть, смутном предпочтении более высокого морального статуса.

В работах, посвященных понятию судьбы, общим местом стало утверждение, что первоначально оно обозначало рок, предопределенность жизни людей уже с момента рождения или даже до него высшими потусторонними силами, которые от человека никак не зависят и на которые он не в силах повлиять. Такое понимание, по видимости, исключает всякую возможность. Со временем более “светлый”, т. е. доступный человеческому пониманию, вариант истолкования судьбы предлагают монотеистические мировые религии, например, буддизм. Какие поступки – плохие или хорошие – совершал индивид в прошлой жизни, такова его судьба в последующей жизни.

Более того, даже языческие мифы некоторых народов наряду с традиционным представлением о бессилии индивида перед силами рока содержат идеи о том, что некоторым людям удается с ними “поладить” или их “обмануть”.

Хотя и сегодня в понятие “судьба” иной раз вкладывают древний мистический смысл, но все же чаще с его помощью просто указывают на объективную обусловленность жизни человека. Оно отражает те обстоятельства, которые не зависят от воли индивида и не явились объектом сознательного свободного выбора.

Современный повышенный интерес к этой стороне проблемы привел к новому варианту использования понятия “судьба” – в значении “жизненный путь” человека. В этом случае оно утрачивает мифологический, религиозно-мистический оттенок, поскольку понятие “жизненный путь” предполагает внимание не только к объективным, но и к субъективным факторам человеческой жизни. В результате появились выражения: “субъективная обусловленность судьбы”, “взять свою судьбу в собственные руки”, “возможность управлять судьбой”, “ответственность за свою судьбу”.

Соответственно времени изменяется и содержание понятия “судьба”. В наши дни в него входит меньшее число факторов, чем прежде. Фатальные когда-то зависимости сегодня поддаются целенаправленной коррекции. Например, современный человек значительно менее жестко зависит от своего социального происхождения (дети часто стремятся повысить свой социальный статус по сравнению со статусом своих родителей), здоровья (требования к нему отнюдь не спартанские), внешности (работает целая отрасль индустрии, направленная на коррекцию внешности – от хирургии до ухищрений в одежде, обуви, макияже

Самоопределяющаяся личность – это самоорганизованная личность, необходимое условие самоорганизующегося общества (“гражданского общества”, в соответствии с либеральной терминологией

Итак, по мере развития общества и личности роль “судьбы” постепенно переходит к самому человеку. Внешне механизм довольно прост. Давно замечено: посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу. От детерминации внешними безличными обстоятельствами он переходит к сознательной самодетерминации на основе самопредвидения и самоопределения, получая тем самым возможность максимально использовать свой родовой потенциал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: