Билет №12. Власть – это способность и возможность одного человека, группы, организации, государства навязывать свою волю другому лицу

1.Власть

Власть – это способность и возможность одного человека, группы, организации, государства навязывать свою волю другому лицу, группе и тд вопреки их сопротивлению.

С момента возникновения общества власть была фактором, который упорядочивал взаимодействия людей. Поэтому идея изначального всеобщего равенства абсурдна и опасна. Все попытки воплотить это приводили к созданию жестких автократических структур.

Поэтому властные отношения необходимы. Они есть и у животных. Существует иерархия, которая помогает максимально снизить степень конфликтов, тк каждый знает свое место, права и обязанности.

Способность навязывать свою волю другим – ресурс власти. У животных это сила, агрессивность, жизненный опыт. У человека они более разнообразны: идеология, любовь, вера, знания, богатства, интересы.

Каждый человек нуждается в своем пространстве, территории. Если животные метят свою территорию, то люди создали институт частной собственности. Отношения собственности, урегулированные правом, являются частью властных отношений и результатом соц эволюции территориалного поведения.

Можно выделить несколько уровней организации территориального поведения, посягания на каждый уровень вызывает агрессию и недовольсто.

Первый уровень – интимная часть пространства. Она неотделима, ее нельзя уменьшить или увеличить. Пожатие рук или дружеское похлопывание – допустимое поведение, более близкое может вызвать дискомфорт.

Второй уровень – индивидуальное физическое пространство. Личная комната, свое место за столом.

Третий уровень – вторичные территории. Двор, улица.

Четвертый уровень – территория всего общества. Община, этнос, государство раса.

Естественные основы неравенства: пол и возраст. Мужчины доминируют над женщинами, более старшие над молодыми. Первые выполняют менее престижную работу. Это почти во всех обществах и во все времена. И остается до сих пор.

Проблемы власти с соц точки зрения всегда интересовали философов, ученых. Выдвигались различные концепции власти:

Макиавелли (власть – форма чел деятельности, которой присуще «естественные причины» и «полезные правила», позволяющие учитывать свои возможности, чтобы предвидеть ход событий и принять необходимые меры.) – рационально-практическая трактовка

В эпоху просвещения (Локк, Гоббс, власть – результат общественного договора о добровольных ограничений, принимаемая с целью самосохранения) - согласованный характер.

Фуко (власть сама формирует своих субъектов, различные типы власти порождают соц реальность) Отношения власти пронизывают все сферы жизни. Власть приобретает анонимный характер, нельзя обнаружить ее прямой источник. Чем анонимнее власть, тем индивидуализированней ее объект и тем доступнее он контролю. Основная модальность власти – ее всенадзорность, дисциплинирование и нормирование. Она предполагает определенные стратегии управления индивидами, надзора над ними. Отказ от персонификации власти, ласть, по Фуко, должна циркулировать и не быть сконцентрированной в одном месте и в одних руках, потому что она должна создавать истину, Власть существует не потому, что существует государство или государственные институты (суд, полиция, армия,..), а наоборот, они есть порождение или воплощение власти.

Бодрияр. Никто не способен опровергнуть власть, только вследствие природных катастроф можно будет избавиться от власти как феномена и вернуть его в первоначальное состояние природы.

Паноптикуп Бентама.

проект идеальной тюрьмы Иеремии Бентама, когда один стражник может наблюдать за всеми заключенными одновременно. В проекте тюрьма представляет собой цилиндрическое строение со стеклянными внутренними перегородками. Стражник находится в центре, но невидим для заключенных. Узники не знают, в какой точно момент за ними наблюдает и у них создается впечатление постоянного контроля. Таким образом, они становятся идеальными заключёнными. В этом смысле власть должна быть невидимой и должно сложиться впечатление, что контроль постоянный.

2. Проблема смысла жизни в различных философско-антропологических концепциях

Понятие смысла жизни не может быть отделено от самой реальной человеческой жизни.

3 вопроса, мимо которых не может пройти ни одна философско-антропологическая концепция смысла жизни:

1. Является ли смысл жизни итоговым аккордом жизненного пути человека, или его можно обрести в каждой отдельной жизненной ситуации, из череды которых складывается жизнь человека?

2. Обретает ли человек смысл жизни в неких трансцендентных (запредельных) ценностях (Бог, высшие идеалы…), или этот смысл можно и нужно обретать в обычных, земных, повседневных жизненных ценностях?

3. Связан ли смысл жизни с общечеловеческими ценностями, или он обретаем в единичных, индивидуальных ценностях каждого отдельного человека?

Смысл жизни человека состоит в его поиске, и этот поиск называется жизнью человека. Как только человек уверит сам себя в том, что он исчерпал самую возможность поиска и обретения смысла своей жизни, он перестанет быть человеком.

Смысл жи́зни, смысл бытия́ - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют свой специфический характер:

Античная философия. Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о смысле жизни, многие философы исходили из признания некой неизменной «человеческой природы», конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни, основное назначение человеческой деятельности.

Великие философы (Сократ, Платон, Декарт, Спиноза) обладали чёткими представлениями о том, какая жизнь «лучше всего» и, как правило, ассоциировали смысл жизни с понятием блага.

Древнегреческий философ и учёный-энциклопедист Аристотель полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека счастье состоит в мышлении и познании. Духовная работа, таким образом, имеет преимущество над физической. Научная деятельность и занятия искусством - это добродетели, которые достигаются через подчинение страстей разуму.

Эпикур провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия, понимаемого не как чувственное наслаждение, а как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Идеал - жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцание.

Средневековая Европа и Индия. Для европейцев и индийцев, несмотря на культурные различия и географическую отдаленность друг от друга, представление о смысле жизни было очень похожим. Оно было связано с почитанием предков, следованием общераспространенным религиозным и мифическим идеалам и повторением социального статуса, полученного при рождении.

Иррационализм. Жизнь человека, по Шопенгауэру, - это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание, причём все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой. В поисках смысла человек и создает различные религии и философии, чтобы сделать жизнь выносимой. Шопенгауэр полагает, что человечество уже изобрело средство спасения от отсутствия смысла - иллюзии, придумывание занятий.

Экзистенциализм. Экзистенциалисты утверждали, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире.

Нигилистские взгляды. Ф. Ницше также считал, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека: «Человек - это канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком». Нигилизм отрицает требования знания и истины, и исследует смысл существования без познаваемой истины.

Позитивистские взгляды. Вещи в личной жизни могут иметь смысл (важность), но сама жизнь не имеет никакого смысла без этих вещей. Другими словами, Жизнь имеет смысл в форме событий, случающихся на протяжении всей этой жизни, и результатов этой жизни в терминах достижений, наследства, семьи и т. д..

Прагматизм. Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её». Для прагматика смысл жизни, вашей жизни, может быть открыт только через опыт.

Трансгуманизм. Трансгуманизм выдвигает гипотезу, что человек должен искать улучшения человеческой расы как целого. Но он идёт дальше гуманизма, подчёркивая, что человек также должен активно совершенствовать тело, используя технологии, для того чтобы преодолеть все биологические ограничения (смертность, физические недостатки и пр.). Таким образом, основная цель трансгуманизма - это развитие человека в так называемого «постчеловека», наследника человека разумного


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: