Глава третья. 1. Иначе говоря, если бы движение души подобно движению физических тел, составленных из элементов, было направлено к ее "естественному" месту

1. Иначе говоря, если бы движение души подобно движению физических тел, составленных из элементов, было направлено к ее "естественному" месту, то так же, как и эти тела, она могла бы быть приведена в движение или в состояние покоя посторонней силой; и наоборот: если бы она подчинялась посторонним силам, то ее движение определялось бы природой, подобной природе этих тел. Согласно Аристотелю, в целом животное движет само себя по природе, а тело его может двигаться и по природе, и насильственно (против природы), началом же самодвижения животного является душа, которая сама неподвижна.

2. Филипп – сын Аристофана.

3. См. Платон. Тимей 34b-37b.

4. Из двух этих кругов, поставленных наклонно друг к другу, один соответствует "тождественному", т.е. круговороту неподвижных по отношению друг к другу звезд, а второй – "иному", т.е. движению Луны, Солнца, Венеры, Меркурия, Марса, Юпитера и Сатурна, которые перемещаются на небесном своде относительно звезд и друг друга.

5. По представлениям орфиков и Платона, тело – темница для души. О том, что уму лучше не быть связанным с телом, говорил Анаксагор.

6. Движение как таковое самим Аристотелем рассматривается в "Физике", а вопросы, касающиеся перводвигателя, разбираются в "Метафизике".

Глава четвертая

1. См. прим. 4 к гл. 1 кн. XIII "Метафизики".

2. Ксенократ.

3. Т.е. то, что среди них есть нечто движущее и нечто движущееся.

4. Другими словами, каким образом, исходя из этой концепции, можно объяснить отделение души от тела?

Глава пятая

1. Имеются в виду четыре стихии (земля, вода, воздух и огонь).

2. Нестида – сицилийское божество, олицетворяющее влагу.

3. Гефест – бог огня.

4. Эмпедокл. О природе, фр. 96.

5. Аэций: "Согласно Фалесу, ум есть божество мироздания, все одушевлено и полно демонов" (17, II). Цицерон: "По словам Фалеса, люди считают, что все созерцаемое необходимо полно богов" ("De legibus" II, 20).

6. И тогда, когда душа состоит из воздуха или огня, и тогда, когда ее образуют все элементы.

7. Речь идет о Платоне, выделявшем в душе три части: разумную (в голове), аффективную, или движимую страстями (в груди), и вожделеющую (под диафрагмой).

8. В некоторых рукописях оу diairetes ("не делима").

Книга вторая


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: