double arrow

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Аристотель. Метафизика

Аристотель. Метафизика

Текст использован из CD «Электронная библиотека Журнала «Вопросы марксистской философии» Вып. 3. 2002.

История философии\02. Античная философия

КНИГА ПЕРВАЯ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Все люди от природы стремятся к знанию. Доказательство тому - влечениек чувственным восприятиям: ведь независимо от того, есть от них польза илинет, их ценят ради них самих, и больше всех зрительные восприятия, ибовидение, можно сказать, мы предпочитаем всем остальным восприятиям, нетолько ради того, чтобы действовать, но и тогда, когда мы не собираемсячто-либо делать. И причина этого в том, что зрение больше всех других чувствсодействует нашему познанию и обнаруживает много различий [в вещах]. Способностью к чувственным восприятиям животные наделены от природы, ана почве чувственного восприятия у одних не возникает память, а у другихвозникает. И поэтому животные, обладающие памятью, более сообразительны иболее понятливы, нежели те, у которых нет способности помнить; причемсообразительны, но не могут научиться все, кто не в состоянии слышать звуки,как, например, пчела и кое-кто еще из такого рода животных; научиться жеспособны те, кто помимо памяти обладает еще и слухом. Другие животные пользуются в своей жизни представлениями ивоспоминаниями, а опыту причастны мало; человеческий же род пользуется всвоей жизни также искусством и рассуждениями. Появляется опыт у людейблагодаря памяти; а именно многие воспоминания об одном и том же предметеприобретают значение одного опыта. И опыт кажется почто одинаковым с наукойи искусством. А наука и искусство возникают у людей через опыт. Ибо опытсоздал искусство, как говорит Пол, - и правильно говорит, - а неопытность -случай. Появляется же искусство тогда, когда на основе приобретенных наопыте мыслей образуется один общий взгляд на сходные предметы. Так,например, считать, что Каллию при такой-то болезни помогло такое-то средствои оно же помогло Сократу и также в отдельности многим, - это дело опыта; аопределить, что это средство при такой-то болезни помогает всем таким-то итаким-то людям одного какого-то склада (например, вялым или желчным присильной лихорадке), - это дело искусства. В отношении деятельности опыт, по-видимому, ничем не отличается отискусства; мало того, мы видим, что имеющие опыт преуспевают больше, нежелите, кто обладает отвлеченным знанием, но не имеет опыта. Причина этого втом, что опыт есть знание единичного, а искусство - знание общего, всякое жедействие и всякое изготовление относится к единичному: ведь врачующий лечитне человека [вообще], разве лишь привходящим образом, а Каллия или Сократаили кого-то другого из тех, кто носит какое-то имя, - для кого бытьчеловеком есть нечто привходящее. Поэтому если кто обладает отвлеченнымзнанием, а опыта не имеет и познает общее, но содержащегося в нем единичногоне знает, то он часто ошибается в лечении, ибо лечить приходится единичное.Но все же мы полагаем, что знание и понимание относятся больше к искусству,чем к опыту, и считаем владеющих каким-то искусством более мудрыми, чемимеющих опыт, ибо мудрость у каждого больше зависит от знания, и это потому,что первые знают причину, а вторые нет. В самом деле, имеющие опыт знают"что", но не знают "почему"; владеющие же искусством знают "почему", т. е.знают причину. Поэтому мы и наставников в каждом деле почитаем больше,полагая, что они больше знают, чем ремесленники, и мудрее их, так как онизнают причины того, что создается.<А ремесленники подобны некоторымнеодушевленным предметам: хотя они и делают то или другое, но делают это,сами того не зная (как, например, огонь, который жжет); неодушевленныепредметы в каждом таком случае действуют в силу своей природы, аремесленники - по привычке>. Таким образом, наставники более мудры неблагодаря умению действовать, а потому, что они обладают отвлеченным знаниеми знают причины. Вообще признак знатока - способность научить, а потому мысчитаем, что искусство в большей мере знание, нежели опыт, ибо владеющиеискусством способны научить, а имеющие опыт не способны. Далее, ни одно из чувственных восприятий мы не считаем мудростью, хотяони и дают важнейшие знания о единичном, но они ни относительно чего неуказывают "почему", например почему огонь горяч, а указывают лишь, что онгоряч. Естественно поэтому, что тот, кто сверх обычных чувственных восприятийпервый изобрел какое-то искусство, вызвал у людей удивление не только из-закакой-то пользы его изобретения, но и как человек мудрый и превосходящийдругих. А после того как было открыто больше искусств, одни - дляудовлетворения необходимых потребностей, другие - для времяпрепровождения,изобретателей последних мы всегда считаем более мудрыми, нежелиизобретателей первых, так как их знания были обращены не на получениевыгоды. Поэтому, когда все такие искусства были созданы, тогда былиприобретены знания не для удовольствия и не для удовлетворения необходимыхпотребностей, и прежде всего в тех местностях, где люди имели досуг. Поэтомуматематические искусства были созданы прежде всего в Египте, ибо там былопредоставлено жрецам время для досуга. В "Этике" уже было сказано, в чем разница между искусством, наукой ивсем остальным, относящимся к тому же роду; а цель рассуждения - показатьтеперь, что так называемая мудрость, по общему мнению, занимается первымипричинами и началами. Поэтому, как уже было сказано ранее, человек, имеющийопыт, считается более мудрым, нежели те, кто имеет [лишь] чувственныевосприятия, а владеющий искусством - более мудрым, нежели имеющий опыт,наставник - более мудрым, нежели ремесленник, а науки об умозрительном -выше искусств творения. Таким образом, ясно, что мудрость есть наука обопределенных причинах и началах.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: