Глава третья. 2 Суть бытия (букв. “что именно есть ставшее”)– то, чем является вещь согласно своему определению или что остается в ней по отвлечении ее от материи (см

1 Т. е. ближайшая причина.

2 Суть бытия (букв. “что именно есть ставшее”)– то, чем является вещь согласно своему определению или что остается в ней по отвлечении ее от материи (см. 1017 b 21–22).

3 Hypokeimenon – букв. “лежащее в основе” (“под-лежащее”). В логике – субъект.

4 См. “Физика” II 3, 194 b 16–195 b 30.

5 Здесь естество употребляется в значении элемента, стихии (см. 1014 b 27–35).

6 Букв. “мусическим”. К этому термину, сближавшемуся по смыслу со словом “образованный”, Аристотель прибегает для обозначения категории качества; в данном случае он хочет сказать, что Сократ не вообще становится, не возникает, а становится другим, т. е. претерпевает качественное изменение.

7 Океан и Тефия – родители Океанид (морских божеств).

8 О Гиппоне, жившем во времена Перикла, Александр Афродисийский (Comm. 428, 21–23) писал, что он прозван “безбожником”, поскольку доказывал, что нет ничего помимо чувственно воспринимаемых вещей. Мир, согласно Гиппону, возник в результате преодоления воды образовавшимся из нее огнем.

9 Диоген из Аполлонии на Крите, выступивший ок. 430 г. до н. э. в поддержку учения Анаксимена, стремился объяснить физические и психические явления разрежением (нагреванием) и сгущением (охлаждением) воздуха как несотворенного и беспредельного начала, которое образует и упорядочивает бесконечно сменяющие друг друга миры.

10 Т. е. что не воздух возникает из воды, а вода возникает из воздуха вследствие его охлаждения и сгущения.

11 Простые тела – четыре элемента: земля, вода, воздух и огонь.

12 Гиппас из Метапонта (V в. до н. э.) отождествлял пифагорейский центральный огонь с гераклитовским первовеществом.

13 К воде, воздуху и огню.

14 По учению Эмпедокла, элементы не могут превращаться друг в друга или, соединившись, образовывать новый элемент; они способны лишь в той или иной пропорции смешиваться друг с другом и рассеиваться под воздействием сил “дружбы” (“любви”) и“вражды”.

15 Термин гомеомерии (однородные частицы) Аристотель использует для обозначения того, что Анаксагор называл семенами вещей, под которыми подразумевал лежащие в основе всего бесчисленные невозникшие, непреходящие и неизменные тельца с однородной структурой, соответствующей определенному качеству.

16 Причину движения.

17 “Теплое” и “холодное”.

18 Гермотим из Клазомен слыл чудотворцем, душа которого способна на длительное время покидать свое тело и вновь возвращаться в него.

Глава четвертая

1 Гесиод. Происхождение богов, стихи 116–119.

2 См. “Физика” II 3, 194 b 16–195 b 30; II 7, 198 a 14 – h 9.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: