1 В учении пифагорейцев – небесное тело, расположенное между землей и центральным космическим огнем.
2 См. “О небе” II 13, 293 a 20 – b 3.
3 В последнем случае противопоставляются квадрат и равносторонний прямоугольник.
4 Алкмеон из Кротона (нач. V в. до н. э.) – врач, прославившийся своими анатомическими исследованиями, изучением органов чувств и сделанным им открытием, что мозг – центральный орган разумной деятельности. Алкмеон, в частности, утверждал, что на человеческий организм воздействуют противоположные силы и что задача врача состоит поэтому в том, чтобы поддерживать составные элементы тела в равновесии.
5 Physiologoi – “фисиологи”, мыслители, исследовавшие природу.
6 “Одно и то же есть мысль и бытие” (Парменид. О природе, V 1).
7 Мелисс из Самоса (V в. до н. э.) – последний представитель школы элеатов.
8 Ксенофан из Колофона (вторая половина VI в. до н. э.) – основатель школы элеатов.
9 См. “Физика” I 2, 184 b 15 – 186 a 3.
10 Т. е. пифагорейцев (основанная Пифагором школа находилась в Кротоне, городе на юге Италии).
|
|
11 Речь идет, видимо, о двух противоположных началах (“предел” и “беспредельное”) или о числе как материи для сущего, с одной стороны, и как выражении его состояний и свойств – с другой.
12 Т. е. того, что определяется как беспредельное и единое.
13 To ti einai. Букв. “что именно есть [данная вещь]”.
14 У пифагорейцев нередко получалось так, что один и тот же предмет обозначался несколькими числами и, наоборот, одно и то же число обозначало несколько предметов (число 4, например, служило для обозначения дружбы, справедливости, тела).
15 В доплатоновские времена.