Его не хочет, а идти дальше не может, потому что не способна опровергнуть

[это] рассуждение.

При одном [софистическом] рассуждении выходит, что безрассудство

(aphrosyne) вкупе с невоздержностью есть добродетель. Действительно, от

невоздержности человек совершает поступки, противоположные [его собственным]

представлениям, а [от безрассудства] ему представляется, что добродетельные

[поступки] порочны и совершать их не следует, и, значит, он будет совершать

поступки добродетельные, а не порочные.

Далее, кто доставляет себе удовольствия и преследует их по убеждению и

сознательному выбору, тот покажется, должно быть, лучшим в сравнении с тем,

кто так поступает не по расчету, а от невоздержности, ведь его легче

исцелить, потому что можно переубедить. К невоздержному же относится

пословица, в которой говорится: "Когда водой подавишься, чем запивать?",

Потому что если бы человек совершал поступки по убеждению, то, будучи

переубежден, он перестал бы так поступать, в данном же случае убежденный {в

одном} он, тем не менее, поступает по-другому.

И наконец, если невоздержность и воздержность могут относиться ко

всему, кто же тогда будет невоздержным во всех отношениях, [т. е. в

безусловном смысле слова] (haplos)? В самом деле, никто не наделен всеми

[видами] невоздержности в совокупности, а между тем мы говорим, что

некоторые безусловно невоздержны.

4. Таковы, стало быть, определенные [логические] за труднения. которые

тут возникают. Одни из них надо отбросить, а другие сохранить, ибо

разрешение [логического] затруднения - это обнаружение [истины].

(III). Прежде всего, конечно, надо рассмотреть, сознательно (eidos) или

нет [поступает невоздержный], и если сознательно, то в каком смысле; затем,

в каких вещах следует полагать человека невоздержным и воздержным, т. е. в

любых ли удовольствиях и страданиях или [только] в известных, [строго]

определенных вещах, а кроме того, одно ли и то же быть воздержным и

выдержанным, или это разные вещи? Соответственно надо рассмотреть и другие

[вопросы], которые тесно связаны с настоящим исследованием (theoria).

Начало нашего рассмотрения (skepsis) - [вопрос о том], различаются ли

воздержный и невоздержный по тому, с чем они имеют дело, или по тому, как

они к этому относятся, иными словами, является ли человек невоздержным

Только потому, что невоздержен в отношении совершенно определенных вещей,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: