Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова "

(ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»)

Управление магистратуры, аспирантуры и докторантуры

У Т В Е Р Ж Д А Ю

Проректор по научно-организационной работе

В.В. Хворенков

_______________2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«История и философия науки»

ОД. А.01– обязательная дисциплина основной образовательной программы подготовки аспирантов

Отрасль науки: 17.00.00 – «Искусствоведение»

Специальность: 17.00.04 – «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура»

Общая трудоемкость дисциплины составляет: _____5____ зачетных единиц

Вид учебной работы Всего часов Семестры
       
Аудиторные занятия (всего)          
В том числе: - - - - -
Лекции          
Семинары          
Самостоятельная работа (всего)          
В том числе: - - - - -
Реферат          
Другие виды самостоятельной работы          
Вид итоговой аттестации (кандидатский экзамен)     Эк.    
Общая трудоемкость 180 час 5 зач. ед.          

Кафедра_____________ Философия____________________________________________________

Рабочая программа составлена на основании Федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 16.03.2011 г. №1365 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 10.05.2011 г., регистрационный №20700) с учетом рекомендаций по формированию основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (№ ИБ-733/12 от 22.06.2011г.)

Протокол от_______ 26.05.________ 2012г. №_____________7_______

Заведующий кафедрой ___________________ _М.В. Петрова_________

_____________________________2012 г.

Аннотация к дисциплине

Название модуля «История и философия науки»
Номер   Академический год 2012-13 семестр 1.2.
кафедра 3 «Философия» Программа Отрасль науки: 17.00.00 – «Искусствоведение» Специальность: 17.00.04 – «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура»
Гарант модуля Петрова Мария Владимировна, к. филос. наук, д-р полит. наук, профессор
Цели и задачи дисциплины, основные темы Цели: Показать полисистемный характер науки в современном обществе. Продемонстрировать широкий социокультурный контекст, в который включена наука в процессе своего развития. Выявить основные тенденции в развитии научного знания. Определить специфику математического, естественнонаучного, технического и социально- гуманитарного знания. Ознакомить с философско-методологическими основаниями современной науки. Задачи:Сформировать современное научное мировоззрение. Привить навыки исторического анализа феноменов науки. Развить навыки логического мышления на основе сравнения и обобщения фактов из истории науки. Расширить культурный кругозор аспирантов для восприятия новых тенденций развития науки и современного мира. Знания: Основных этапов и тенденций развития науки; структуры и методов науки, ее философских оснований. Философии и методологии техники. Сущности научно-технического прогресса. Истории искусства. Умения: анализировать современное состояние развития науки, генерировать новые научные идеи, видеть альтернативные тенденции; минимизировать негативные последствия научно-технического прогресса. Навыки: системного логического мышления; критической оценки исторического развития науки; диалога и дискуссий; парадигмального исторического анализа; инновационного подхода в исследованиях. Лекции(основные темы): Общие проблемы философии науки:. Предмет и основные концепции современной философии науки. Наука в культуре современной цивилизации. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции. Структура научного знания. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Научные традиции и научные революции. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса. Наука как социальный институт. Философия социально-гуманитарных наук: Общетеоретические подходы. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания. Субъект социально-гуманитарного познания. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. Жизнь как категория наук об обществе и культуре. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы. Проблема истинности и рациональности. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук. Разделение социально-гуманитарных наук. «Общество знания». Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций.История искусствознания:Искусствоведение как наука. Виды искусства в художественной культуре (проблемы классификации искусств).Искусствоведческое исследование, его жанры и формы. Особенности диссертационного исследования. Художественная критика, ее функции, формы и задачи. Основные этапы формирования и развития искусствознания. Отечественная искусствоведческая мысль об искусстве Древней Руси (XIX–XX в.в.). Искусствоведческая мысль в античной культуре. Искусствоведческая мысль в культуре средних веков. Искусствоведческая мысль в культуре Возрождения. Искусствоведческая мысль в Западной Европе XVII века. Искусствоведческая мысль в культуре Просвещения. Искусствоведческая мысль в культуре романтизма и позитивизма. Искусствоведческая мысль в русской культуре XVII-XIX веков. Искусствознание в культуре конца ХIХ- ХХ вв.Искусствознание в отечественной культуре ХХ века.
Основная литература Никифоров А.Л. Философия и история науки – М.: Идея-Пресс, 2008; Горохов В.Г. Философия науки и техники: история науки и техники с философской точки зрения. В: Актуальные проблемы философии науки. М.: Прогресс-Традиция, 2007, с. 105-122 Гришунин С. Философия науки: Основные концепции и проблемы. М., 2009г., Лебедев С.А. Философия науки. Краткая энциклопедия. М., Академ. Проект, 2008
Технические средства Компьютер, проектор, экран, носители информации
Компетенции Приобретаются аспирантами при освоении модуля
Общекультурные Способность использовать представление о методологических основах научного познания и творчества, роли научной информации в развитии науки. Способность самостоятельно изучать новые методы исследования, изменять научный и производственный профиль, социокультурные и социальные условия своей профессиональной деятельности. Способность расширять и углублять своё научное мировоззрение. Навыки формирования и аргументации собственных суждений и научной позиции.
Профессиональные Способность и готовность использовать углубленные знания в области естественнонаучных и гуманитарных дисциплин в профессиональной деятельности.
   
Зачетных единиц   Форма прове-дения занятий Лекции Практические занятия Лабораторные работы Самостоятельная работа
Всего часов     -  
Виды контроля экзамен КП/КР Условие зачета модуля Получение оценки 3,4,5 Форма отчетности по самостоят-ельной работе Реферат
формы устный Нет
Перечень модулей, знание которых необходимо для изучения модуля «Философия», «Логика», знания в области социальных и гуманитарных наук
                               


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: