double arrow
Б) Музыка. Два взгляда на природу Ренессанса: подъем или упадок, прогресс или регресс?

Два взгляда на природу Ренессанса: подъем или упадок, прогресс или регресс? Изменения в структурной иерархии мироздания. Переход к антропоцентрической модели мира. Проблема времени в культуре Ренессанса. Взаимоотношения этики и эстетики. Эстетический фактор и искусство. Музыка в составе богослужения.

Литература о музыке. Сосредоточенность на теоретических проблемах искусства: лада, гармонии, контрапункта, жанра, композиции. Авторы трактатов о музыке. Музыкально-эстетические взгляды. Общая концепция музыки. Двойственный характер музыки: мusica как ars и как scientia. Опыты по созданию «размеренной музыки» (la musique mésurée) во Франции. Деятельность П.Ронсара и А.Баифа.

Лад. Эволюция ладовой системы. Ладовые акциденции и мusica ficta. Глареан и его трактат «Dodecachordon». Основная проблематика, введение в теорию ионийского и эолийского ладов (автентической и плагальной разновидности). Глареан и Царлино об ионийском и эолийском ладах. Сложение системы пяти многоголосных ладов.

Развитие учения о контрапункте. Правила голосоведения. Классификация интервалов. Проблема консонанса и диссонанса в ренессансной теории. Учение о контрапункте и композиции в эпоху Ренессанса. Правила контрапункта у Тинкториса и Царлино. Импровизационная природа контрапункта. И.Тинкторис («Liber de arte contrapuncti», 1477) и А.Коклико («Сompendium musices», 1552) о двух видах практики – устной и письменной. О терминах, отражающих понятия различных видов практики.




Особенности ладогармонической системы Ренессанса. Проблема тональности: лад и тональность. Царлино о мажорном и минорном трезвучиях (гармоническое и арифметическое деление квинты). Модальная гармония XV-XVI веков.

Зачатки учения о тематизме (Глареан, Цирлино, Морли, Понтио, Чероне). Основные понятия и термины. Диспозиционное понимание темы в эпоху Ренессанса.

Проблемы музыки в трудах И.Тинкториса (ок. 1435-1511). Биографические сведения. Музыкально-теоретическое наследие. Проблемы эстетики музыки в трудах Тинкториса. О соотношении понятий ars, peritia, ratio, techne, scientia. Музыкально-исторические воззрения. Зачатки исторической науки у Тинкториса. Трактаты «De inventione et usu musicae (ок. 1480), «Liber de arte contrapuncti» (1477), «Proportionale musices» (1472-1473). Периодизация музыкально-исторического процесса. Система эффектов музыки у Тинкториса («Complexus effectuum musices», 1473-1474). Ладовая проблематика. Armonia, tonus и concentus как основные категории лада. Учение о ладах. Параметры лада: звукоряд, реперкуссия, амбитус, высотное положение лада. Учение о контрапункте. Классификация интервалов. Модальные функции тенора. Учение о руке. Расширение звуковой системы. Понятие вводного тона. Musica ficta. Проблемы ритмической теории. Историческое значение мензуры. Квантитация. Виды квантитации. Длительность ноты («правильная» и «неправильная»). Явления квантитативной переменности. Имперфикация ноты. Альтерация. Аугментация. Пропорции и пропорционирование. Способы пропорционирования. Точки.



Дж.Царлино (1517-1590) как теоретик музыки. Краткие биографические сведения. Род деятельности. Теоретическое наследие.

Историческая проблематика в трудах Царлино. История музыки по Царлино. Научная методология Царлино. Музыка как наука, теория (scienza), музыка как искусство, практическая деятельность (arte). Деление музыки на теорию и практику. Понимание музыки через категорию гармонии. Виды музыки у Царлино (линия Боэция). Возникновение гармонии. Понятие контрапункта. Взаимосвязь гармонии и контрапункта.

Теория лада у Царлино. Обоснование «мажора» и «минора» через теорию пропорций. Система 12 ладов. Деление ладов в зависимости от вида терции (большой или малой). Новый порядок расположения ладов в сравнении с гвидоновым звукорядом. Характеристика ладов.






Сейчас читают про: