Теоретические труды гуманистов XVI века по проблемам драмы и театра (Ф.Робортелло, Ю.Ц.Скалигер, Л.Кастельветро). Переосмысление «Поэтики» Аристотеля в духе ренессансного предклассицизма.
Сочинения актеров Комедии дель арте – попытка теоретического самоосмысления итальянского театра импровизации (Н.Барбьери, Б.Перуччи).
Образ театра в мировоззрении и искусстве Возрождения. Идея театра как микрокосма вселенной. Смысл и эволюция метафоры «театр-мир» в драматургии Возрождения и барокко (Шекспир и Кальдерон). Трактат Лопе де Вега «Новое искусство писать комедии» как манифест общедоступного театра. Лопе де Вега, Кальдерон, Шекспир о предназначении театра, о театральной условности, об актерском искусстве. Появление в XV-XVI в.в. трактатов и учебников танца (Г.Эбрео, Ф. Карузо, Ч. Негри, Туан Арбо).
Искусствоведческая мысль в Западной Европе XVII века
А) Изобразительное искусство и архитектура.
Основные центры развития искусства и мысли об искусстве. Художественно-критическая мысль как средоточие борьбы различных, стилевых течений. Отношение к ренессансным традициям, маньеризму. Сложение эстетических систем барокко и классицизма.
Проблема оценки «древнего» (античного) и «нового» (современного) искусства в итальянской и французской художественно-критической мысли. Постановка проблемы «Размышления о живописи» и «Путешествие по Риму». Спор о древних и новых в Парижской Академии. Рационализм и академизм художественной теории сеиченто, отрыв теории от художественной практики.
Элементы барочной эстетики в работах Марко Боскини «Карта живописного мореплавания», «Богатые рудники венецианской живописи». Формулировка принципов барочной скульптуры и архитектуры Джанлоренцо Бернини.
Классицистская теория Никола Пуссена. Джованни Пьетро Беллори и сложение академической доктрины. Теоретическая программа классицизма в «Поэтическом искусстве» Никола Буалло (1674) и «Беседах о наиболее знаменитых живописцах, старых и новых» А.Фелибена (1666-1688). «Метод» Шарля Лебрена. Разработка иерархии живописных жанров Парижской Академией. Деятельность Королевской Академии архитектуры в Париже. «Курс архитектуры» Франсуа Блонделя (1675-1683). Переводы Витрувия и собственные сочинения Клода Перро («Ордер пяти видов колонн согласно методе древних»): выступление против догматического классицизма.
Литература об искусстве в Германии, Фландрии, Голландии и др. европейских странах (Иоахим Зандрарт, Франц Юниус и др.).