Наука в культуре современной цивилизации. Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры.
Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.
Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).
Определение понятия «наука».
Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки.
Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т.Куна, П.Фейерабенда, М.Полани.
Социологический и культурологический подходы к исследованию развитии науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М. Вебера, А.Койре, Р. Мертона, М.Малкея.
Восточная преднаука.
Генезис науки. Античная наука.
Наука в Средние века.
Наука эпохи Возрождения. Первая научная революция.
Наука Нового времени 17 в.
Рождение классической науки.
Наука в эпоху Просвещения 18.в
Особенности развития науки в 19 в.
Понятие «научная революция». Проблемы типологии научных революций.
Союз науки и философии в рамках марксистской философии.
Становление социальных и гуманитарных наук.
Структура научного знания: эмпирический уровень научного знания.
Структура научного знания: теоретический уровень научного знания.
Основания науки. Философские основания науки.
Метатеоретический уровень научного знания.
Неклассическая наука: общая характеристика.
Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.
Исторические типы научной рациональности.
Постнеклассическая наука: общая хараетеристика.
Достижения и противоречия научно-технического прогресса.
Наука и ненаучное знание.
Традиции и новации в науке.
Новые этические проблемы науки в конце XX столетия.
Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.
Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов.
Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки.
Экологическая этика и ее философские основания.
Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.
Проблемы экологической этики в современной западной философии.
Сциентизм и антисциентизм в современной культуре.
Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре.
Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
Наука как социальный институт. Различные подходы к определению социального института науки.
Подготовка научных кадров: достижения, проблемы, тенденции. Научные школы.
Наука и экономика.
Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия).
Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера).
Компьютеризация науки и ее социальные последствия.
Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.
Философия социально-гуманитарных наук.
Общетеоретические подходы. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания. Субъект социально-гуманитарного познания.
Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.
Жизнь как категория наук об обществе и культуре.
Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.
Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы.
Проблема истинности и рациональности. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках.
Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках.
Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук. Разделение социально-гуманитарных наук.
«Общество знания». Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций.
История искусствознания.
Искусствоведение как наука. Виды искусства в художественной культуре (проблемы классификации искусств).
Искусствоведческое исследование, его жанры и формы.
Художественная критика, ее функции, формы и задачи. Основные этапы формирования и развития искусствознания.
Отечественная искусствоведческая мысль об искусстве Древней Руси (XIX–XX в.в.). Искусствоведческая мысль в античной культуре.
Искусствоведческая мысль в культуре средних веков.
Искусствоведческая мысль в культуре Возрождения.
Искусствоведческая мысль в Западной Европе XVII века.
Искусствоведческая мысль в культуре Просвещения.
Искусствоведческая мысль в культуре романтизма и позитивизма.
Искусствоведческая мысль в русской культуре XVII-XIX веков.
Искусствознание в культуре конца ХIХ- ХХ вв.Искусствознание в отечественной культуре ХХ века.