Географическая среда. Географические условия Африки отличаются специфическим многообразием природных элементов и их региональных сочетаний, которые по отношению к практической жизнедеятельности населяющих Африку народов выступают в качестве необходимых экологических условий, пищевых и технических ресурсов. Идущий из глубины тысячелетий процесс овладения этими природными условиями и силами составляет материальную основу всей хозяйственно-культурной истории африканских народов.
Африка — второй по величине после Евразии материк—занимает примерно пятую часть земной суши (вместе с примыкающими островами 30,3 млн. кв. км). Африканский континент почти равными долями расположен как в северном, так и в южном полушарии, причем большая его часть находится в тропическом поясе. С севера на юг континент протянулся на 8000 км, с запада на восток в его северной части — на 7000 км, а в южной части — более чем на 3000 км. На севере Африка омывается водами Средиземного моря, на западе — Атлантического океана, на востоке — Индийского. Береговая линия Африки развита слабо; наиболее крупный полуостров Африканский Рог; морские акватории неглубоко вдаются в материк; многие внутренние области континента удалены от Мирового океана на расстояние от 1000 до 1500 км. Самый большой остров, примыкающий к африканскому континенту с юго-востока, — Мадагаскар.
|
|
Пять наиболее крупных рек — Нил, Конго, Нигер, Замбези и Оранжевая; их бассейны занимают свыше трети всей территории Африки. Крупнейшие озера — Виктория, Танганьика, Ньяса и другие являются естественной границей между Центральной и Восточной Африкой. На остальной территории выделяются своими размерами мелководные, с неустойчивыми уровнями озера Чад и Нгами. Воды ряда африканских рек (Нила, отчасти Нигера и др.) используются для орошения. Некоторые реки (например, Нил, Нигер, Конго, Гамбия и др.) служат на значительном своем протяжении как транспортные пути.
Африка считается самым жарким материком, так как большая часть ее территории расположена в тропических широтах и имеет высокие среднегодовые температуры — свыше 25°С. В пределах тропической климатической зоны в северном полушарии находятся: Западная Сахара, центральная и южная части Марокко, Алжир и Тунис, Мавритания, северные части областей Чада и Нигера, Судана, Эфиопии и Сомали. На этой территории господствует исключительно сухой континентальный климат. Местами осадки не выпадают в течение нескольких лет. Тропическая зона южного полушария—Ангола, Намибия, Ботсвана, Зимбабве, Мозамбик, ЮАР, часть Мадагаскара — характеризуется более низкими температурами и меньшей засушливостью (за исключением некоторых районов Намибии и Ботсваны), чем это наблюдается в Сахаре. Узкие полосы на севере и юге Африки лежат в зоне более влажного и ровного субтропического климата.
|
|
Растительность Африки богата и разнообразна. Под лесами занято приблизительно 16% общей площади Африки, под травяным покровом степей — 37; территория пустыни составляет 39%. В центральной и западной экваториальной частях Африки, вдоль северного побережья Гвинейского залива и во впадине Конго произрастают тропические вечнозеленые «дождевые» леса (гилей). В этих лесах многие растения имеют хозяйственно-потребительную ценность, особенно дающие ценную древесину черное, красное, желтое, эбеновое, сандаловое деревья, каучуконосная лиана ландольфия, дерево кола, либерийское кофейное дерево, масличная и винная пальмы. В тропических лесах в диком виде произрастают многие съедобные плоды и коренья.
Севернее и южнее гилей растут узкими полосами муссонные леса, которые затем переходят в лесостепную и степную саванну, занимающую около 30% территории Африки.
Значительные площади саванн используются под пастбища и пашни.
Большую часть Северной Африки занимает пустыня Сахара. В Южной Африке к зоне пустынь относятся западная и южная части Калахари и пустыня Намиб. В редких оазисах севера растет финиковая пальма, плоды которой имеют важное продовольственное значение.
По побережью Средиземного моря, по склонам Атласских гор развита средиземноморская субтропическая растительность — оливковые деревья, пальмы, мирты и др. В горных районах растут вечнозеленые каменный дуб, пробковый дуб, атласский кедр. В этом районе сосредоточено до 50% мировой площади, занятой пробковым дубом. На юге Африки, в Капской области, сходной по климатическим условиям со Средиземноморской, растут вечнозеленые кустарники, дикая маслина и др.
Животный мир Африки, когда с ней впервые познакомились арабы и европейцы, был очень богат и разнообразен. И сейчас в субтропических лесах Северной Африки встречаются олени и лани, кабаны и дикие бараны, леопарды и обезьяны. В саваннах преобладают антилопы (до 40 видов), зебры, жирафы. Водятся африканские слоны и носороги. По рекам живут многочисленные бегемоты, водяные кабаны, крокодилы, пресноводные черепахи. Много хищников — леопардов, гепардов, степных рысей, гиен, шакалов; встречаются львы. Большие бедствия людям и животным доставляют мухи цеце, переносящие опасные заболевания (сонная болезнь, болезнь нагана). Особый интерес представляет фауна Мадагаскара, где многие виды мелких Животных и птиц характерны только для этого острова.
С отдаленнейших времен наземная фауна, так же как и дикорастущая флора, служила африканским народам важнейшим источником пропитания. Охота и собирательство диких растений не утратили своего значения и тогда, когда в передовых областях древней и средневековой Африки стали развиваться земледелие и скотоводство. Но к настоящему времени многие виды животных находятся на грани исчезновения. Сохранение животного мира становится важной задачей молодых национальных правительств.
По природохозяйственным условиям современная Африка делится на несколько поясов или зон. На севере и северо-западе это Атлас с плодородными, удобными для зернового земледелия коричневыми почвами. Южнее простирается огромная Сахара — зона пустынь, полупустынь и степей, пригодных для кочевого и отгонного скотоводства. Далее к югу — Судан, протянувшийся полосой параллельно экватору от Сенегала до р. Голубой Нил, — зона саванны, где население занимается степным земледелием и скотоводством. Еще южнее — Северо-Гвинейская возвышенность, или Гвинейское побережье, поросшее густыми тропическими лесами на юге и влажными саваннами на севере, обитатели которых возделывают различные корнеплоды, выращивают злаковые растения и древесные культуры, занимаются охотой и собирательством. Тропическое земледелие с культурами просо, сорго, ямса, маниоки, масличной пальмы и других растений распространено также в Центральной Африке (впадина Конго). Тропическое земледелие — весьма трудоемкое занятие, требующее постоянной борьбы с лесом и многих рабочих рук для мотыжной обработки полей и возделывания саженцев. На северо-востоке континента выделяется зона очень древнего зернового земледелия и кочевого скотоводства — Эфиопское нагорье и степи полуострова Африканский Рог. Вся Восточная Африка от Эфиопского нагорья до р. Замбези представляет собой зону степного земледелия с засухоустойчивыми культурами и отгонным скотоводством. В Южной Африке (в том числе и на острове Мадагаскар) со смешанными природными условиями — от субтропических до степных и пустынных—распространены почти все виды хозяйственных занятий (включая охоту и собирательство), характерных для Африки в целом.
|
|
В общем большое разнообразие климатических и почвенных условий позволяет современным африканцам выращивать все известные человечеству земледельческие культуры и разводить скот самых различных пород. Натуральное и мелкотоварное сельское хозяйство до сих пор составляют основу экономики многих стран Африки, однако это хозяйство находится в тяжелом или неуравновешенном состоянии, не обеспечивая полностью продовольственные потребности возросшего населения. Технико-экономический подъем и развитие товарности этой ведущей отрасли хозяйства есть самая насущная задача развивающихся стран Африки. Попытки буржуазии ряда стран решить эту проблему на капиталистических началах ведения сельского хозяйства приводят к росту товарной продукции и обогащению предпринимателей, но по-прежнему оставляют в бедности основную массу непосредственных производителей. Прогрессивные тенденции общего подъема сельского хозяйства и благосостояния крестьян яснее всего обнаруживаются в странах социалистической ориентации (Эфиопия, Алжир, Ангола и др.).
|
|
Недра африканского континента, еще недостаточно исследованные, таят в себе различные ископаемые: богатейшие залежи нефти на севере и в районах Гвинейского побережья; на юге крупные запасы золота; уран в Центральной Африке; громадные запасы меди в провинции Шаба (Заир) и в Медном Поясе (Замбия); алмазы — по всей территории Южной и Западной Экваториальной Африки, но особенно в ЮАР, Намибии, Заире и др.; из остальных полезных ископаемых — платина, полиметаллы, кобальт, марганец, олово, железные руды, каменный уголь и др.
На базе этих природных богатств в ряде районов Африки (Заир, Замбия, ЮАР и др.) развивается горнорудная, добывающая и перерабатывающая промышленность, создаются крупные производственные центры, индустриальные города и поселения городского типа, в которых концентрируется значительная масса рабочего класса и переходящих к городскому образу жизни переселенцев из сельской местности.
Страны и государства. По установившейся в африканистике традиции народы Африки обычно распределяются по общим большим историко-географическим областям: Северная Африка — страны Магриба и Египет; Северо-Восточная Африка — Эфиопия и Сомали; Западная Африка, или Западная Тропическая Африка - страны Западного Судана и Гвинейского побережья; Центральная Тропическая Африка — бассейн Конго и соседние области; Восточная Тропическая Африка — Межозерье и приморские области; Южная Африка и Мадагаскар. Такое членение отвечает задачам общего обзора хозяйственно-культурных особенностей обширных регионов, но оно недостаточно для характеристики политического деления современной Африки.
Превращение большинства африканских стран в колонии европейских держав относится в основном к последней четверти 19 в. — периоду империалистического раздела мира. Колониализм расхищал природные богатства, нещадно эксплуатировал коренное население Африки. Африканцев совершенно устранили от политической жизни, лишили самых элементарных прав. К колониальным территориям надолго были привешены ярлыки: «Британская», «Французская», «Бельгийская», «Испанская», «Португальская» (например, «Британская Западная Африка», «Французская Экваториальная Африка», «Бельгийское Конго» и др.).
Исторический перелом в судьбах народов Африки произошел по окончании второй мировой войны. Образование мировой социалистической системы необычайно ускорило развитие национально-освободительного движения. С этого времени понадобилось всего полтора десятилетия, чтобы в корне подорвать колониальную систему, складывавшуюся столетиями. Если в 1945 г. на африканском континенте было только три независимых государства— Египет, Либерия и Эфиопия (в настоящее время соответственно называются Арабская Республика Египет, Республика Либерия и Социалистическая Эфиопия), то в настоящее время их уже 50. В 1950-х годах независимость получили Ливия (Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирийя), Демократическая Республика Судан, Королевство Марокко, Тунисская Респуб-лика, Республика Гана, Гвинейская Народная революционная Республика.
1960 год называют «Годом Африки», когда 17 стран получили государственную независимость. Это Исламская Республика Мавритания, республика Сенегал, Мали, Берег Слоновой Кости, Народная Республика Бенин, Верхняя Вольта, Того, Объединенная Республика Камерун, Федеративная Республика Нигерия, Нигер, Чад, Центральноафриканская Республика, Габон; Народная Республика Конго, Заир, Сомалийская Демократическая Республика, Демократическая Республика Мадагаскар.
В 1960-х годах свободными стали Алжирская Народно-Демократическая Республика, Гамбия, Сьерра-Леоне, Уганда, Кения, Объединенная Республика Танзания, Руанда, Бурунди, Малави, Замбия, Ботсвана, Маврикий, Экваториальная Гвинея, Королевство Лесото, Королевство Свазиленд. В 1970-х годах после многолетней вооруженной борьбы и свержения фашистской диктатуры в Португалии независимость получили Гвинея-Бисау, Острова Зеленого Мыса, Демократическая Республика Сан-Томе и Принсипи, Народная Республика Ангола, Народная Республика Мозамбик; Сейшельские острова, Коморские острова и Джибути. В 1980 г. независимость получила Зимбабве. Но существует еще государство, где У власти стоит расистская империалистическая верхушка, — Южно-Африканская Республика, вопреки решениям Организации Объединенных Наций, милитаристская ЮАР продолжает незаконно удерживать за собой страну Намибию. Коренное африканское население этих стран ведет упорную борьбу за свободу и независимость.
Политическая независимость, завоеванная большинством африканских народов, сама по себе еще не означает полного национального освобождения и становления на путях ускоренного социально-экономического развития, второй, не менее важный шаг—это достижение экономической независимости и установление равноправных отношений в мировом экономическом и культурном взаимообмене.
Достигнуть этого без опоры на широкие слои трудящихся в своей стране, без прочного союза с государствами социалистического содружества по-настоящему невозможно. Вот почему многие африканские страны — Алжир, Ливия, Гвинея, Бенин, Конго, Эфиопия, Ангола, Мозамбик, Мадагаскар и др. — избрали определенные ориентации прогрессивного развития, которые в одних случаях раньше, а в других случаях позже способны подвести их к коренным социальным преобразованиям, к социализму.
Население. Насильственное приобщение африканцев к колониальной «цивилизации» имело демографическим последствием то, что если до прихода европейцев население Африки составляло около 20% жителей земного шара, то к 1960 г. — только 8%. Карательные экспедиции,, эпидемии и массовое недоедание в период колониализма уносили множество человеческих жизней. Так, за период бельгийского владычества, менее чем за 80 лет, население Конго (ныне Заир) сократилось в два раза.
Напротив, в период начавшегося независимого развития, во второй половине нашего столетия, численность населения стран Африки возрастала быстрее, чем в других частях света. К концу 1970-х годов она приблизилась к 450 млн. человек.
Однако и сейчас средняя плотность населения на африканском континенте более чем в два раза ниже, чем на всем земном шаре, и составляет 13—14 человек на кв. км. Население распределено по континенту неравномерно. Огромные территории Сахары и пустынь Южной Африки, районы влажных тропических лесов заселены очень редко. Плотнее заселены возвышенные районы Африки, например: Эфиопское нагорье, Атлас, Восточноафриканское нагорье, горные районы Мадагаскара. Наиболее густонаселенным районом является долина Нила (до 1000 человек на кв. км), из государств — Руанда, Бурунди, Реюньон, Маврикий.
Свыше 75% населения Африки являются сельскими жителями, остальные горожанами. Особенно интенсивный рост городского населения наблюдается в период независимого развития. В 1965 г. на континенте имелось более 100 городов с населением свыше 100 тыс. человек в каждом. В некоторых государствах удельный вес городского населения превышает треть жителей — в Джибути (60%), Египте (44%), Алжире (52%), Марокко (39%), Конго (48%), Тунисе (50%), ЮАР (48%), БСК (32,4%), Замбии (36,3%), Маврикии (43%), Намибии (37%), Экваториальной Гвинее (35%). Массовая урбанизация африканских стран отличается стихийностьЮ и не всегда сопровождается ростом промышленно-экономического потенциала городов и подъемом культуры мигрантов из сельских местностей. Регулирование процессов урбанистического развития — еще одна важная задача правительств развивающихся стран Африки.
Антропологический состав населения. На Африканском континенте в разных вариантах представлены носители физических черт трех больших рас — европеоидной, негроидной и отчасти монголоидной, а также смешанных и переходных между ними расовых типов.
Вся Северная Африка заселена народами относящимися к европеоидной большой расе, — это арабы и берберы, для которых ха-рактерны темный цвет волос и глаз, смуглая кожа, слегка волнистые волосы, узкое лицо, тонкий прямой нос. К этой же расе, точнее к ее среднеевропейскому типу, принадлежит и европейское население, проживающее главным образом на юге континента, — африканеры (потомки голландцев), англичане, французы, немцы и др. — отличающееся светлым цветом волос, глаз и кожи, прямыми или слегка волнистыми волосами, узким лицом, тонким прямым носом.
Подавляющее большинство населения страны к югу от Сахары относится к негроидной (или африканской) большой расе, представленной тремя региональными типами. Носителям негрского типа свойственны такие специфические черты: темная кожа различных оттенков от очень темных до светло-кофейных, темный цвет глаз и волос, курчавые волосы, нередко выдающиеся вперед челюсти (прогнатизм), различные формы губ от средней величины до очень крупных («вздутых»), широкий нос с низким переносьем и широко открытыми ноздрями, слабо развитый на теле третичный волосяной покров. Антропологические отличия в пределах этого типа довольно значительны и касаются таких признаков, как рост, цвет кожи, строение лица и головы, носа и губ, наличие или отсутствие прогнатизма,
Носители особых расовых типов — негрилльского и бушменского — проживают Югу от Сахары. Первые представлены пигмеями Экваториальной Африки, которые выделяются очень малым ростом, более светлым цветом кожи, более развитым третичным волосяным покровом на теле, более тонкими губами. Вторые — южноафриканские бушмены и готтентоты — характеризуются желтоватым цветом кожи, средним или малым ростом, узким носом с уплощенным переносьем, нередким наличием эпикантуса и стеатопигии (выступающих жировых образований в области ягодиц), рано появляющейся морщинистостью кожи лица и тела.
К смешанным и переходным формам между негроидной и европеоидной расами относится эфиопский тип (Эфиопия, Сомали и др.), для которого характерны: темный цвет волос и глаз, смуглая или темная кожа, волнистые волосы, узкое лицо и тонкий нос, губы тонкие или средней толщины, более высокий рост и т. д. К особому смешанному расовому типу (негроидной и монголоидной рас) относятся малагасийцы — коренное население острова Мадагаскар.
Этно-лингвистический состав населения. Многие языки Африки научно малоисследо-ваны, что затрудняет их классификацию. Более основательно выделены языковые семьи и группы, которые объединяют близкие между собой языки.
Всю Северную Африку, значительную часть Северо-Восточной, а также отчасти Восточную и Западную Тропическую населяют народы, говорящие на языках семито-хамитской, или афразийской, семьи (свыше трети населения континента), которая в свою очередь подразделяется на четыре группы: семитскую, берберскую, кушитскую и чадскую. Среди семитской языковой группы выделяются две подгруппы: арабская (свыше 80 млн. человек) и эфиопская (около 20 млн.). На диалектах арабского языка говорит население Египта, большая часть Магриба — Ливии, Туниса, Алжира, марокко. Кроме того, он распространен в Мавритании, на большей части территории Судана, частично в Мали, Нигере, Чаде и других странах, где проживают кочевые арабские племена. На языках второй подгруппы говорит главным образом население Эфиопии — амхара, тигре, тиграи и др.
На языках берберской группы говорит население главным образом Северо-Западной Африки (Магриба) — кабилы, рифы, шлех, шавийя, тамазигт, зенага и др. Кроме того, к ней относятся и племена туарегов, кочующих на обширных пространствах Центральной Сахары. В общей сложности бербероязычных народов насчитывается около 9 млн. человек.
Кушитские языки распространены от юго-востока Египта до Северной Кении и Танзании, но в основном на юге и востоке Эфиопии и в Сомали. Это языки народов галла, сомали, беджа, сидамо, ираку и др.— всего 19,5 млн. человек.
На ЯЗЫКАХ четвертой группы— чадской — говорит до 22 млн. человек, живущих в Северной Нигерии (народ хауса—18 млн. человек) и соседних государствах Нигера, Чада и Северного Камеруна.
Исторически к особой группе семито-хамитскои семьи принадлежали языки племен
Древнего Египта И слОЖИВШийся на их основе письменный древнеегипетский язык. Самой поздней ступенью в развитии египетского языка был коптский, на котором, начиная с 3— 4 вв., говорило христианизированное население Египта. К 161 в. арабский язык окончательно вытеснил бытовой язык коптов. В настоящее время он сохраняется как язык богослужения среди коптов-христиан.
В странах Тропической Южной Африки распространены многочисленные языки, относящиеся к трем основным языковым семьям: Нигеро-кордофанской (или конго-кордофанской), охватывающей свыше 244 млн. человек; нило-сахарской более 25 млн. человек, а так же немногочисленной (менее 250 тыс. человек) койсанской.
Нигеро-кордофанская семья языков распространена от Атлантического океана на западе до Индийского океана на Востоке, от Сенегала и Центральноафриканской Республики на севере до Южноафриканской Республики на юге. Эта весьма обширная семья подразделяется на две этнолингвистические группы — нигеро-конго и кордофанскую. Первая
из них включает в себя почти все языки Западной Тропической, Центральной Тропической, Восточной Тропической и Южной Африки. К ним относятся языки следующих подгpyпп (начиная от западного Атлантического побережья и к востоку): западноатлантическая — 20 млн. человек (фульбе, волоф, серер и др.); манде — 11 млн. (бамбара, малинке и др.; вольта —12 млн. (моси, груси, сенуфо и др.); ква — 52 млн. (акан, эве, йоруба, ибо и др.); адамава-восточная — около 7 млн. (азанде, банда, гбайя и др.); бенуэ-конго (в том числе и народы банту)—140 млн. человек, Нигерии (ибибио, тив и др.), Камеруна (бамилеке, буте и др.), многочисленные языки банту южной половины Африки (фанг, конго, луба, мбунду, бемба, ньямвези, ганда, малави, тонга, коса и др.). Кордофанская (460 тыс. человек) этнолингвистическая группа объединяет небольшие народы, проживающие главным образом в центральных районах Демократической Республики Судан.
Нило-сахарская семья распространена тремя массивами от среднего течения р. Нигер
на западе и до оз. Рудольфа на востоке Африки. Генетически языки этой семьи объединяются в несколько групп. Самая многочисленная — шари-нильская, — насчитывающая 18,5 млн. человек, Это подгруппа восточно-суданских народов, ранее называвшихся нилотами, которые проживают на юге Судана, в Уганде, Кении и Танзании (динка, нуэр, ачо-ли, луо, масаи, нубийцы и др.); подгруппа цент-ральносуданских народов на юге Чада (багир-ми и др.), в Заире (мору-мади и др.); и два языка, составляющие самостоятельные подгруппы берта (Судан) и кунама (Эфиопия). Сахарская группа языков (около 4 млн.человек) представлена тубу центральной Сахары, канури, населяющих северо-восток Нигерии. Третья группа — сонгаи (1.8 млн. человек), к которой относятся главным образом народы сонгаи и джерма, заселяющие среднее течение р. Нигер, — в Мали, Нигере, Нигерии и Бенине. Кроме того, в эту семью включены отдельные языки — маба, фур, кома, которые ни в одну из этих групп не входят.
Койсанская семья языков в Юго-Западной Африке включает бушменов, готтентотов и горных дамаров, говорящих на различных по происхождению, но исторически сблизившихся языках, которым свойственна специфическая особенность — употребление в речи «щелкающих» звуков, с великим трудом воспроизводимых европейцами. В эту семью входят также языки хатса (хадзапи или тиндига) и сандаве — двух небольших народов, проживающих во внутренних районах Танзании.
На острове Мадагаскар местное население говорит на диалектах и наречиях малагасийского языка, относящегося к индонезийской группе австронезийской языковой семьи
8 млн. человек). среди жителей Африки примерно 11 млн. человек говорят на языках индоевропейской семьи. Из них свыше 7 млн. человек относятся к германоязычным народам. Это потомки колонистов из Западной Европы — африканеры, англичане, немцы и др., а также «цветные» ЮАР, американо-либерийцы (Либерия) и некоторые другие. Африканеры ЮАР употребляют язык африкаанс, который строится на основе староголландского, испытавшего влияние языков местных африканцев. К романо-язычным группам принадлежат африканские французы, итальянцы, испанцы, португальцы и др. (всего 1,5 млн.). На языках индоарий-ской группы (ок. 2 млн. человек) разговаривают выходцы из Северной Индии, Пакистана и Бангладеш, — в основном это население Маврикия и ЮАР, отчасти стран Восточной Африки. Кроме того, в Африке проживают греки (65 тыс.), евреи, армяне, дравиды, китайцы и др.
Религии. До сих пор в мировоззрении и общественно-политической жизни подавляющего большинства африканского населения значительную роль играют различные формы религиозных верований и культов, конфессиональных организаций и союзов. Это «группы вероисповеданий», тесно связанные с традиционными (чисто африканскими) религиями верованиями и культами, а также занесенными в Африку «мировыми религиями» — исламом, христианством и созданными на основе последнего христианско-африканскими церквами и сектами.
Что касается традиционных верований и культов африканцев, то нет оснований видеть в них некую единую африканскую религию. Напротив, эти верования и культы представляют собой пестрое разнообразие различных религиозных форм в виде фетишизма как почитания священных предметов; колдовской магии; веры в ману — всесильную и безликую сверхъестественную силу, довлеющую над природой и человеком; более сложного анимизма, утверждающего веру в многочисленных «духов и душ» — персонифицированных вершителей судеб мира, общины и личности и т. д. Существенную роль в идеологической жизни африканцев играет традиционный культ предков, наиболее влиятельный в странах Тропической и Южной Африки. На Гвинейском побережье столь же влиятельны культы в «эзотерических (тайных) сообществах» (например, культы в мужском союзе Поро, женском союзе Санде и др.). У целого ряда народов, переживших в свое время стадию создания самобытной государственности, — йоруба, акан, луба, зулу и других сохранились «действующие» пережитки «государственных» религий с развитым пантеоном богов. В современной Африке традиционных верований и культов придерживается около 30% всего населения континента.
Вероятно, значительно большее (до 41 — 42% населения) число африканцев — приверженцы ислама, главным образом его суннитского направления. Около половины африканских мусульман сосредоточено в Северной Африке—в Египте и странах Магриба. В Западной Тропической Африке мусульмане составляют свыше трети населения, из которых половина — в Нигерии. Исторически ислам начал распространяться в Северной Африке в связи с арабским завоеванием 7—9 вв. Позднее он проник и в страны южнее Сахары.
Христианскую религию различных ее толков ныне исповедует примерно четверть африканского населения разных стран Северо-Восточной, Тропической и Южной Африки. Первоначальные очаги христианства (со 2 в. н. э.) складывались в Египте, где эта религия, несмотря на давление ислама, и сейчас сохранилась среди части египтян (православных, коптов) и у большинства населения Эфиопии. С 15 в. по западному побережью Африки португальские миссионеры стали насаждать католичество. В период колониального господства европейских держав составной частью их политики являлось поощрение миссионерской деятельности католической и протестантских церквей. С падением колониального господства после второй мировой войны эти церкви активно поддерживали создание самоуправляющихся христианских организаций в развивающихся странах Африки.
Нынешние христианско-африканские церкви и секты в странах Тропической и Южной Африки представляют собой религиозные общины с собственной догматикой и ритуалами, сочетающими элементы традиционных культов с элементами, воспринятыми от христианства. Поначалу эти организации носили анти-колониалистский идейно-политический характер, в настоящее время они декларируют чисто религиозный характер своей деятельности, хотя нередко стоят в оппозиции к правительствам своих стран. Удельный вес приверженцев этих организаций невелик и составляет примерно 3—5% населения Африки.
Этническая история и социальные структуры доколониальной Африки
Чтобы по-настоящему понять социально-историческую действительность африканских народов, необходимо обратиться к богатейшим напластованиям их этнокультурных традиций, истоки которых восходят к самобытным цивилизациям африканского средневековья и более глубокой древности. Вопреки утверждениям апологетов европейского колониализма о «врожденной неспособности» африканцев к высоким культурам и развитой государственности, современная передовая наука шаг за Шагом раскрывает объективную картину как причин действительного отставания Африки от европейских стран в новое время, так и вполне самостоятельного и своеобразного, насыщенного многими культурными приобретениями исторического пути, проделанного африканскими народами за тысячелетия в русле общих закономерностей мирового человеческого прогресса.
Древняя история. В свете новейших научных открытий африканский континент, особенно его восточная и северная части, представляется древнейшей «колыбелью человечества»— очагом возникновения самых первых протолюдей, которые уже более двух миллионов лет назад умели изготовлять простейшие каменные орудия (олдовайская «галечная культура» в Восточной Африке).
В виде ископаемых форм в Африке обнаружены костные останки древнейших людей последующих стадий формирования — питекантропа и неандертальца, а также останки человека вида Homo sap1ens, вероятно обитавшего в Африке повсеместно 35 тыс. лет назад. Это было время верхнего палеолита с его достаточно развитой техникой изготовления различных орудий, применявшихся в первобытном охотничье-собирательском хозяйстве.
Судя по костным находкам человека в местечке Мешта аль-Арби (Алжир), в Северной Африке в верхнепалеолитическое время обитали люди европеоидного облика, а к югу от них, вероятно, формировались негроидные группы. Во всяком случае, в неолите (7— 5 тысячелетие до н. э.) негроидные племена занимали значительную часть Сахары — тогда еще не пустыни, а увлажненной лесостепи (подвергшейся постепенному усыханию и запустению начиная с 3—2 тысячелетий до н. э.). Возможно, смешение негроидных и европеоидных расовых типов происходило в лесостепной Сахаро-Нильской полосе уже много тысяч лет назад, в мезолите или даже в верхнем палеолите.
Хозяйственно-культурная история Африки наиболее известна с эпохи развитого неолита, когда на севере, в Сахаре и долине Нила не только совершенствовались исконные охота и собирательство, но и развивались новые для этого периода занятия — земледелие, скотоводство, керамическое дело, более высокая камнеобработка, а искусство наскальной живописи (например, фрески Тассили и др.) отразило возникновение производящего сельского хозяйства.
Поселения ранних земледельцев и мастеров неолитической техники обнаружены в Западной Африке, в плодородных долинах рек Сенегала и Нигера. Своеобразием отличалась неолитическая культура земледельцев, охотников и собирателей Гвинейского побережья и бассейна р. Конго, развивавшаяся в 3— 1 тысячелетиях до н. э. в условиях тропического леса. В саванне, в степных и полупустынных районах Восточной и Южной Африки каменный век просуществовал дольше всего; обитатели здешних открытых пространств до рубежа нашей эры, а местами и позднее занимались исключительно охотой и собирательством (впрочем, в довольно развитых формах).
Древняя Африка, несмотря на ее особое географическое положение — удаленность значительной части территории от Средиземноморья и Передней Азии, т. е. от древних центров и цивилизаций, как свидетельствуют многие научные факты, поддерживала определенные связи с ними. Открытием и использованием навыков культуры земледелия и скотоводства Африка в целом обязана коренным племенам Сахаро-Нильского региона, передавшим это искусство более южным соседям. Прежняя версия западноевропейских ученых о том, что земледелие и скотоводство занесены в Африку высокоодаренными пе-реднеазиатскими «хамитами», полностью дискредитирована современными археологическими находками. Что же касается зарождения первоначальных очагов металлургии, то они, по всей вероятности, возникли в Африке под воздействием передовых стран Древнего Востока.
В низовья Нила (Египет) и центральную часть Сахары (область развитого неолита Тассили) культура бронзового литья пришла из первичных центров Ближнего Востока и Средиземноморья (крито-микенская цивилизация). И если культура Тассили в связи с усыханием Сахары заглохла к середине 2 тысячелетия до н. э., то сложившаяся на Ниле древнеегипетская цивилизация, обогащенная техническими достижениями бронзового века, начиная от рубежа 4 и 3 тысячелетий до н. з., все более быстро развивалась. Будучи одним из передовых государств Древнего Востока, Египет на несколько тысячелетий занял ведущую роль в истории Африки. Так, под влиянием Египта культура бронзовой металлургии, а затем и металлургии железа (в 1 тысячелетии до н. э.) распространилась вверх по Нилу на юг, за первый порог, где начиналась страна Куш.
В древней стране Куш (позднее Нубия) жили племена, которых египтяне на рисунках изображали с черной кожей, курчавыми волосами и толстыми губами, т. е. негроидами; на других рисунках того же времени кушиты изображены с лицами коричневого цвета. Тем самым египетские художники хотели показать, что население страны Куш неоднородно в расовом отношении или представляет собой нечто переходное от негроидов к европеоидам (эфиопская раса). Египтяне знали и более южную страну Пунт с темнокожими обитателями, которую, по всей вероятности, надо поместить в пределах Восточного Судана и на побережье Сомали и Эритреи. Возможно, что среди жителей этой страны были представлены древние нилоты.
Много лучше древние египтяне знали своих западных соседей — «ливийцев» (по цвету кожи более светлых, чем сами египтяне). Область их расселения, по-видимому, простиралась до Атлантического побережья (современные Марокко и Мавритания). Нынешние народы Северной Африки, говорящие как на языках берберской группы, так и на диалектах арабского языка, являются их потомками. Древние ливийцы очевидно имеют прямое отношение к истории формирования и последующего распада на самостоятельные подразделения семитохамитской языковой семьи. Будучи европеоидами в своей антропологической основе, древнейшие представители этой семьи первоначально формировались к западу от Нила, в сахарской лесостепной и средиземноморской зонах. По мере усыхания Сахары здешние земледельцы и скотоводы или покидали эту область, отходя на восток (предки семитов и древних египтян), юг и юго-восток (предки кушитов и чадских хауса), или же, отчасти сместившись к северу, к горам Атласа, приспосабливались к изменившийся экологической среде (предки многочисленных ранее берберов — ливийцев).
В начале 1 тысячелетия до н. э. племена ливийцев оказались под влиянием торговой и культурной деятельности могущественного Центра финикийских колонистов на африканском побережье Средиземного моря — Карфагена. Карфагенские поселения протянулись Цепочкой вдоль побережья Алжира и Марокко. Карфагеняне совершали торговые экспедиции и в глубь континента, о чем свидетельствуют некоторые письменные известия античных авторов.
Во время борьбы между Карфагеном и Римом (3—2 вв. до н.э.) в Северной Африке существовали два государства с ливийско-берберским населением — Нумидия и Мавритания. Нумидия занимала область восточного Алжира и южного Туниса, Мавритания—западную часть Алжира и северные районы Марокко. Наибольшее значение имела Нумидия. Поэтому прежних ливийцев чаще называли нумидийцами. Однако после захвата Римом Северной Африки упоминания о нумидийцах постепенно исчезают, и местное население стали называть маврами.
Археологические находки последних лет на широкой территории Северной и Северо-Восточной Африки свидетельствуют о глубоком проникновении античной культуры в местную среду. Есть все основания считать этот регион базой высокого хозяйственного развития и самостоятельной государственности. Таковы царства Напата (12—6 вв. до н. э.) и Мероэ (6 в. до н. э. — 4 в. н. э.), расположенные к северу и югу от слияния Белого и Голубого Нила; древний Аксум (2—8 вв. н.э.) — на севере современной Эфиопии. В глубине Восточной Африки (на территории Кении и Танзании) связи античной культуры прослеживаются много слабее.
Западная Тропическая Африка, Центральная Африка и Южная Африка оказались практически вообще вне античной эйкумены. Вместе с тем важно отметить, что начавшееся в позднем неолите и продолжавшееся в периоды бронзы и раннего железа усыхание и запустение Сахары привело к миграции основной массы здешних земледельцев и скотоводов на юг, в суданскую зону саванны и тропического леса. Этот процесс поднял уровень хозяйственного развития Западной и Центральной Африки. Своеобразие материальной культуры негроидного населения этого региона состоит в том, что оно не знало собственного медно-бронзового века и к железу перешло непосредственно от затянувшегося каменного века. Существует научное мнение о самостоятельном открытии населением Суданского пояса искусства плавки и ковки железа. На самом же деле, недавно открытая культура Нок раннего железного века, существовавшая в 5 в. до н.э. — 3 в. н.э. в междуречье Нигер-Бенуэ (Центральная Нигерия), имея местную основу, сложилась явно под сильным влиянием и воздействием развитой металлургии государства Мероэ на верхнем Ниле, где железоплавильные печи действовали уже в 6 в. до н. э. Железный век в Южной Африке по-настоящему начинается только в 1 тысячелетии н. э.
Историческим продолжением оттока негроидного населения из Центральной, а затем Южной Сахары являлась миграция формировавшихся первоначально в Суданской зоне бантуязычных племен в центральную и южную части континента. Исходной областью переселения предков банту было плато центрального Камеруна, откуда началось их движение через тропический лес или морское побережье на юг, в бассейн р. Конго, к плато северной Шабы (юг Заира). Здесь переселенцы банту встретили благоприятные для хозяйственно-культурного развития природные условия: лесистую саванну с обильной охотничьей фауной и места, удобные для земледелия, а также легкодоступные залежи железных руд. Именно на плато Шабы сложилось то ядро народов банту, которое послужило этнической основой для дальнейших миграций бантуязычных групп по всей Экваториальной Африке. Начало этих больших переселений банту было положено на исходе 2 тысячелетия до н. э., продолжалось и позднее, а выход банту в Межозерье и Восточную Африку с последующим распространением в Южную Африку датируется суммарно 1 тысячелетием н. э. По данным арабских источников, уже в 9—10 вв. на восточном побережье Африки существовали обширные политические объединения — «царства» банту, находившиеся под властью «царя зинджей» («черных», африканцев).
Широкое расселение бантуязычных племен внесло большие изменения в исконно сложившийся этнический состав населения Тропической Африки и Южной Африки. Так, проникнув в тропические экваториальные леса бассейна Конго с севера, банту оттеснили или ассимилировали здешних пигмеев, говоривших на каких-то своих, ныне неизвестных, языках. Банту, передвигавшиеся через саванну Восточной Африки, оказали сильное воздействие на нилотов и кушитов, передав части из них свой язык. Восточноафриканские койсанские племена подверглись примерно такой же участи. Под давлением банту восточнокойсанские племена, достигавшие южной Кении, отступили далеко на юг и, видимо, начали смешиваться друг с другом в языковом отношении. В настоящее время в материковой Танзании сохранились только одно готтентотское племя сандаве и одно бушменское племя хадзапи.
Двигаясь на юг вслед за койсанскими группами, банту заняли удобные лесостепи Южной Африки, где, занимаясь скотоводством и земледелием, передали свой тип хозяйства готтентотам, а бушменов — собирателей и охотников — оттеснили в пустынную Калахари,
Средневековая история. Заметный этап в этнокультурной и социально-политической истории Африки связан с арабскими завоеваниями 7—8 вв., вследствие чего на целую тысячу лет Африка оказалась изолированной от европейской цивилизации и в большей мере связанной с культурным миром средневекового Востока. Но надо иметь в виду, что пришедшая с арабскими завоевателями восточная цивилизация наслоилась на богатые культурные традиции аборигенов Северной Африки, оказала воздействие на приморскую часть Восточной Африки (вовлеченную через арабо-африканские города на побережье в международную торговлю стран Индийского океана) и несколькими потоками проникла в Суданскую зону, но Тропической Африки она коснулась в слабой степени. Как и в античные и раннесредневековые времена, эта важная область коренной Африки оставалась вне мировых хозяйственно-культурных связей вплоть до появления на ее побережье европейцев.
Со времен арабского завоевания Северная Африка получила на Востоке название стран Магриба. На первых порах это завоевание не вызвало больших изменений в этническом составе местного населения — по-арабски «берберов» (вместо прежних ливийцев, нумидийцев, мавров). Более серьезные последствия имело широкое переселение кочевых арабских племен Передней Азии в 11 в. Пришлые кочевники отчасти сохранились как собственно арабские группы, отчасти растворились в основной массе таких же скотоводов — берберов, но одновременно арабизировали их по языку и в культурном отношении. В настоящее время большинство населения Северной Африки говорит по-арабски, исповедует ислам и считает себя арабами. Только примерно пятая часть жителей стран Магриба, расселенных мелкими группами в горных районах и некоторых оазисах, сохраняет еще берберские наречия.
Определенное этнокультурное воздействие средневекового Востока на коренные народы Сахаро-Нильского и отчасти Суданского регионов северной половины Африки сомнению не подлежит. Вместе с тем и это этнокультурное проникновение и прямое политическое воздействие арабского мира накладывалось на вполне созревшие предпосылки самобытного развития народов южнее Сахары. Ученые давно обратили внимание на вполне зрелые формы устойчивых военно-племенных и государственных образований, возникших, конечно, не на пустом месте и существовавших сотни лет в наиболее развитых и передовых странах Африканского континента.
К числу таких социально-политических образований принадлежало государство Гана. В 13 в. оно уступает место другому негрскому государству — Мали, сложившемуся в долине р. Нигер. К началу 15 в. политическое преобладание перешло к народу сонгаи, создавшему одноименное государство. Столетием позднее власть правителей Сонгай распространилась в глубь Африки, вплоть до границ Триполи и Марокко. Другой древний центр народов Западного Судана лежал у берегов озера Чад, где в средневековье возвысились государства Канем, Борну и др. Здесь и южнее, в бассейне Конго, существовали культуры развитого железного века, а также массового медного литья из рудничного сырья, доставляемого из богатых месторождений Шабы. Важнейшие города средневекового Судана имели оживленные связи со странами Магриба. В 11 в. в Судан проник ислам, а вместе с ним арабская письменность и обучение ей.
На Гвинейском побережье существовало несколько государственных объединений — Ифе, Ойо, Йоруба, Ашанти, Дагомея и др. Часть из них возникла не позднее 15—16 вв. Могущественным государством был Бенин на островах дельты Нигера, расцвет его относится к 16—17 вв.
В те же века возвысились государства южной половины Африки — Конго, Ангола, Моно-мотапа (в долине р. Замбези); входящие в их состав бантуязычные народы создали яркую и своеобразную культуру.
Социально-экономические структуры. Красноречивые факты длительного существования во многих странах доколониальной Африки самобытной государственности, опиравшейся на социально-имущественные отношения неравенства, прямого господства и подчинения между местной знатью и простым народом, требуют ясного ответа на вопрос относительно конкретно-исторического типа и уровня развития этих общественных структур. Ответ оказывается не простым, ибо наблюдения историков вскрывают сложный и противоречивый характер одновременного существования и взаимовлияния в отдельных регионах и странах доколониальной Африки различных общественно-экономических укладов, специфических форм классообразования, эксплуатации, политического строя. Очевидно прежде всего то, что глубокой причиной такого разнообразия общественных форм является неравномерность процессов социально-исторического развития африканских народов, в особенности неодинаковый, нередко замедленный темп роста производительных сил и в связи с этим эволюционно затянувшаяся смена архаических социально-экономических структур новыми, исторически более зрелыми отношениями.
В странах Африки южнее Сахары историками обнаружено особенно много застойных форм социальной организации — семейно-пат-ронимического (семейно-общинного), родоплеменного, военно-деспотического, кастового и иного характера. Все эти формы экономически были связаны с малопродуктивным натуральным сельским хозяйством и построены на традиционной кооперации рабочих сил узколокальных объединений ближайших родственников и соседей. Конечно, и в этих условиях вызревали отношения имущественного и социального неравенства, но в целом требовались особо благоприятные обстоятельства экономического развития (хозяйственный подъем, регулярный обмен и накопление избыточных жизненных благ), чтобы отношения зачаточного неравенства переросли в общественно выраженные формы зависимости и эксплуатации. Несмотря на общую замедленность исторического развития и длительное сохранение живых остатков архаических доклассовых отношений, во многих странах Африки в разное время возникли сословно-классовые общественные структуры.
Наличие в древних государственных образованиях Северной Африки и Эфиопии рабовладельческого уклада, кабально-имущественных и даннических отношений, а позднее, в средневековье, и отношений феодальной зависимости особых сомнений в науке не вызывает. Но относительно конкретно-исторического типа средневековых социально-экономических структур в странах южнее Сахары научные мнения разделились между сторонниками признания их типично рабовладельческими или феодальными, но в специфическом «африканском» выражении. Предлагалось даже считать эти структуры порожденными особым «африканским способом производства» — патриархально-общинным в своей производственной основе при имущественном доминировании правящей социальной верхушки.
В марксистско-ленинской африканистике наших дней разрабатывается более детализированная концепция разнообразия путей и особенностей перехода большинства африканских народов от доклассовых отношений к раннефеодальным, выраженного и в особенностях политического строя — от простейших предгосударственных военных союзов многих общин и племенных групп, солидарно противостоящих окружающему миру, до построенных на внутренних противоречиях государственных образований с правящей эксплуататорской корпорацией феодалов во главе.
Путем анализа отношений фактического владения землей и распределения в связи с этим основного и прибавочного продукта среди социально уже неравного населения доколониальных государств южнее Сахары советские африканисты выявили существование такого распространенного порядка, при котором владеющая землей кровнородственная или соседская община передавала в пользу правящей и управляющей всеми общественными делами иерархической верхушки (во главе с царем и его приближенными) некоторую долю прибавочного продукта. Правящая верхушка могла иметь и собственное хозяйство при использовании в нем подневольного труда военнопленных и преступников, но она отнюдь не монополизировала основные средства производства — племенные земли, леса, воды и пастбища. Последние находились в полном хозяйственном использовании силами земледельческих общин. Вместе с тем давно уже возвысившаяся над общинной и взявшая политические бразды традиционная (родо-племенная) и служилая (при царе) знать явно монополизировала в своих руках основные хозяйственно-организаторские, внешнеторговые и военные функции сложившихся государственных образований (местных «империй», «королевств», «княжеств» по терминологии европейских письменных источников). Правители государств страны йорубов, Бенина, Дагомеи получали также доходы от военной добычи, работорговли, разных даней, пошлин и судебных сборов. Соответственно и общественная распорядительная власть правящего сословия была возвышена до возможного предела и освещена традицией, идущей от культа предков, а власть царей была прямо обожествлена.
Среди советских африканистов распространено мнение, что описанные выше системы отношений непосредственного господства и подчинения по своему характеру были раннеклассовыми, но считать эти отношения собственно феодальными было бы упрощением реальной действительности. Африканские общества южнее Сахары совершали в доколониальный период своеобразную социально-экономическую эволюцию от структур типично общинно-классовых к структурам многоукладным, социально и имущественно дифференцированным. Отношения господства и эксплуатации, налагаемые на традиционную общину, еще не сложились в экономический порядок феодального строя общества. В структурах государственноорганизованных общественных организмов исподволь пролагала себе путь тенденция перерастания раннеклассовых дофеодальных и предфеодальных отношений в отношения собственно раннефеодальные.
Однако общая картина социально-экономического состояния и развития доколониальной Африки южнее Сахары была намного сложнее, нежели только что обрисованное положение в исторически выделившихся государственных образованиях. Наука давно отметила в странах Суданского и Гвинейского регионов. Центральной, Восточной и Южной Африки поразительную живучесть социальных форм, свойственных родо-племенному строю и не преодоленных ни раннеклассовыми структурами, ни системами колониального управления. Согласно новейшим данным, различные народы стран южнее Сахары переживали три основные ступени общественной эволюции: а) стадию разложения первобытнообщинного строя; б) различные стадии перехода к раннеклассовым отношениям; в) стадию раннеклассового общества. На всех этих ступенях видную роль играла традиционная земледельческая община как основная экономическая и социальная организация непосредственных производителей материальных благ.
При исключительном разнообразии конкретных форм и вариантов африканской общины, этот устойчивый социальный организм в виде «коллектива, производящего и воспроизводящего себя в живом труде» (К. Маркс) проходит через всю известную нам историю народов Африки, составляя важное структурное звено в процессе смены всех стадий их общественного развития в самом широком плане. Община как социально-экономическая организация закономерно возникает из свойственных африканцам (и не только им) докапиталистических способов производства, связанных с низким уровнем производительных сил, с господством естественных предметов и орудий труда, ручной техники, а отсюда и преобладанием живого труда над овеществленным. Община с ее коллективным трудом выступает в условиях этих способов производства как основной и главный производственный коллектив и одновременно как производственная среда. Она же есть единственная микросреда воспроизводства человека, обеспечения его существования и безопасности.
В доколониальный период африканской земледельческой общине была свойственна генеалогическая (семейно-родовая) и гетерогенная (одновременно кровнородственная и, соседско-корпоративная) структура. Низшие хозяйственные ячейки общины составляли неразделенные большесемейные коллективы (численностью по нескольку десятков, даже до сотни человек). Ядро гетерогенной общины чаще составлял какой-либо кровнородственный коллектив (патронимия или отдельная большая семья), который, однако, выступал прежде всего как локальная ячейка общества и с другими подобными ему ячейками был больше связан соседско-корпоративными, чем родовыми, узами. Дуализм кровнородственного и территориально-соседского начал в организации труда и потребления выступал здесь слитным общественно-производственным основанием, определяющем собой единую систему социальных отношений. Гетерогенная форма общины была наиболее характерна для переходных общественно-экономических структур, непосредственно сочетающих элементы доклассовых и раннеклассовых отношений.
Возникнув еще на стадии первобытнообщинного строя, африканская община не только сохранилась до настоящего времени, но и — в измененных, конечно, разновидностях — продолжает оставаться одной из главных форм общественной организации местного населения. В условиях колониального и послеколониального обществ совершалась модификация некоторых традиционных форм общинной организации, отходили в прошлое такие архаические институты, как система половозрастных групп и рангов, родовые общины с материнским счетом родства и пр., возникали новые формы общинной организации, порожденные колониализмом, в виде профессионально-земляческих союзов, ремесленных и торговых гильдий, племенных ассоциаций, приспособленных к условиям рынка. Традиционные связи сообщиников слабели вследствие начавшейся миграции части населения в новые города, на горнорудные разработки и строительство транспортных магистралей.
Будучи видоизмененной, но все еще разносторонней по социальному назначению формой организации коренного населения, земледельческая община отнюдь не исчерпала себя как социально-производственный коллектив в условиях современной Африки. Достаточно сказать, что и в наши дни до 60—80% населения стран Африки южнее Сахары по-прежнему являются членами территориально-соседских общин, налагающих на своих уроженцев определенные экономические и социальные обязательства.
Историко-культурные особенности народов Африки
При изучении этнографии народов Африки можно выделить несколько больших историко-географических областей, из которых каждая характеризуется сходством этнографических черт на обширной территории при наличии, впрочем, более или менее заметных локальных различий.
Народы Северной Африки. Северную и часть Северо-Восточной Африки нередко называют Арабской Африкой, так как большинство ее жителей говорит на арабском языке.
Это страны Магриба, Египет и северная часть Демократической Республики Судан; к ним Нередко относят Западную Сахару и Мавританию.
Сплочение арабов и берберов, ускоренное Национально-освободительным движением против европейских колонизаторов, способствует процессам формирования крупных наций в странах Магриба — египетской, ливийской, тунисской, алжирской, марокканской. В Демократической Республике Судан с ее сложным этническим составом в суданскую нацию консолидируется арабоязычное население, но проживают там также отдельные негроидные народы различного происхождения.
Во всех этих странах население в основном занято сельским хозяйством, однако соотношение земледелия и скотоводства в различных областях неодинаково. Земледельческим является население Египта и отчасти Судана, живущее в плодородной долине Нила. В южной части Демократической Республики Судан мотыжное земледелие сочетается со скотоводством и рыболовством. В странах Магриба, в прибрежной полосе и в горных районах Атласа господствует земледельческое хозяйство в сочетании с молочным животноводством. Но чем дальше от побережья, тем значительнее роль скотоводства. Во внутренних частях Магриба живут преимущественно скотоводы.
Большой интерес представляет египетское земледелие, изучение которого позволяет восстановить картину возникновения и развития земледелия вообще.
Долина Нила обладает неисчерпаемым плодородием, ибо ежегодно в период разлива она удобряется и орошается водами реки, несущими огромное количество ила. Вода же размягчает почву, делая излишней ее предпосевную обработку. Земледелие в Этом районе началось в глубокой древности с того, что люди попросту бросали семена злаков во влажный ил, а затем, предоставив растения самим себе, дожидались урожая. Еще в прошлом столетии таким образом совершали посев египетские крестьяне — феллахи— в случае запоздания нильского наводнения. Подобная примитивная система получила название лиманного (болотного) земледелия. Ее, по-видимому, знали уже носители неолитической бадарийской культуры 5 тысячелетия до н. э. (Средний Египет).
С 4 тысячелетия до н. э. древние египтяне начинают практиковать простейшее искусственное орошение и обработку полей мотыгой. Первые свидетельства о введении легкого бесподошвенного плуга относятся к 3 тысячелетию до н. э. В последующем тысячелетии появляется устойчивый подошвенный (полозный) плуг, необходимый при обработке заболоченных площадей. Тогда же создается ирригационная система — густая сеть каналов, орошающих «высокие поля».
Современное земледельческое хозяйство египетских крестьян во многом повторяет эту древнюю систему полеводства. Сельскохозяйственный год в Египте делится на три сезона — зимний, летний и осенний. В первый сезон (ноябрь — март) сеют пшеницу, ячмень, лук, бобовые и др.; в следующий сезон (апрель — август) сеют хлопок, лен, коноплю, сахарный тростник, рис, кукурузу; и, наконец, осенью (сентябрь — ноябрь), в период наивысшего подъема нильских вод, — рис, кукурузу, просо.
Феллахи пользуются плугом, который мало чем отличается от древнеегипетского. Попрежнему в ходу мотыга, особенно при обработке огородов, посевов хлопка и кукурузы, рытье каналов. Созревшие злаки жнут серпами или вырывают стебли с корнем. Для молотьбы употребляют цепы или нурег — молотильную доску с металлическими дисками или каменными зубьями, в которую впрягают пару быков.
В Египте применяются современные способы ирригации, но значительная часть бедных крестьян, как встарь, вынуждена поднимать воду на свои поля примитивными средствами: это шадуф, по устройству напоминающий колодец-журавль, и сакийе — водоподъемное вертикальное колесо с закрепленными на нем кувшинами.
Скотоводство в Египте из-за отсутствия пастбищ не получило достаточного развития. Разводят главным образом рабочий скот, но и его немного, так как при простейшей технике обработки почвы, ухода за посевами и уборки урожая потребность в рабочем скоте сравнительно небольшая.
Арабо-берберское земледельческое хозяйство Магриба имеет свои особенности. Основные районы земледелия здесь — прибрежная полоса и горные долины Атласа. Обилие водных источников, частые дожди и мягкий климат благоприятствуют земледелию искотоводству. Но в засушливых местностях приходится прибегать к искусственному орошению полей.
Главные продовольственные культуры — пшеница и ячмень, в Марокко также кукуруза. Коренное население предпочитает твердую пшеницу, из которой в большом количестве приготавливается манная крупа.
Арабо-берберские земледельцы — опытные садоводы. На побережье моря они разводят виноград, цитрусовые, инжир, миндаль и др. В Тунисе широко распространена культура олив. У побережья выращиваются различные овощи. В южной части Магриба одним из главных видов пищи служат плоды финиковой пальмы.
Несмотря на значительное развитие земледелия, техника его остается весьма отсталой. С глубокой древности до наших дней сохраняются деревянный плуг с железным лемехом, мотыга, ручная зернотерка для размола зерна.
На севере Магриба, особенно в горных долинах, земледелие сочетается с животноводством, преимущественно молочным. Но в глубинных засушливых районах преобладает кочевое или полукочевое скотоводство. Жители этих мест разводят главным образом мелкий рогатый скот (овец, коз). Рабочим скотом служат лошади, мулы, ослы и верблюды.
Сельское население Северной Африки занимается различными видами домашней обработки сырых материалов и мелким ремеслом — изготовлением глиняной посуды вручную и на гончарном кругу, тканьем циновок и т. д. Скотоводы заняты обработкой шерсти и кожи, ковроткачеством, изготовлением шерстяных тканей и покрышек для шатров, седел и упряжи, кожаной обуви. Между земледельцами и скотоводами издавна существует обмен изделиями домашнего производства.
В городах Египта и Магриба развито специализированное ремесло — кузнечное, ювелирное, кожевенное (например, выработка сафьяна), гончарное и др. Промышленность была развита слабо. Развивались в основном горнодобывающие промыслы, дававшие различное ценное сырье (фосфаты, руды, ртуть, нефть) преимущественно на вывоз. В годы независимости вступили или вступают в строй Современные промышленные предприятия.
Материальная культура арабоязычного населения Северной Африки имеет массу сходных черт, но все-таки для каждой страны характерны свои особенности.
Египетские крестьяне-феллахи живут в небольших деревнях, расположенных в орошаемой зоне нильской долины. Дома строят из сырцового кирпича, одноэтажные, с плоской крышей. Жилище обычно однокамерное, без окон. Половину помещения занимает Глинобитная печь, на которой в холодное время спят.
В летнее время пища приготавливается в небольших печах около дома. Мясо и пшеничный хлеб (лепешки) — большая редкость в питании рядовых феллахов. Обычно они довольствуются кашами из проса, кукурузы или бобов, овсяными лепешками, кислым молоком, финиками, овощами. Излюбленные напитки — черный кофе без сахара, чай, ячменное пиво, кислое молоко.
Традиционный костюм феллаха состоит из хлопчатобумажных штанов и рубахи с длинными рукавами; в холодную погоду на плечи набрасывают плащ из верблюжей шерсти.
Горожане дополняют эту одежду кафтанами и халатами, стянутыми широкими кушаками. Впрочем, в городах обычен европейский костюм.
Египетские женщины ходят в рубашках и длинных платьях традиционно черного цвета. В большом ходу шали и платки, металлические украшения, косметика. Крестьянки не закрывают лица при посторонних, но в городах женщины изредка пользуются вуалью.
Оседлое население Магриба живет большими деревнями, вытянутыми вдоль дороги. Старинным типом жилища является гурби — примитивная хижина, стены которой сложены из глины, смешанной с соломой, а крыша тростниковая или соломенная. Однако более распространены дома арабского типа: глинобитные, прямоугольные по форме, большей частью одноэтажные, с плоскими кровлями.
У берберов в горах Атласа, сохранивших старинную сельскую общину, дома в деревнях построены из камня и лепятся вокруг скал так, что крыша одного дома служит двором другого. В центре поселения часто возвышается башня — некогда убежище от воинственных соседей. Население каждой деревни состоит из нескольких большесемейных коллективов.
Кочевники степей не имеют прочного жилища. От палящего зноя и песчаных бурь их укрывает фелидж — широко раскинутый на кольях шатер из верблюжьей или козьей шерсти.
Более трети населения Магриба проживает в городах. Во внутренних районах сохранились еще города с чертами средневековых мусульманских городов с их узкими кривыми улочками, одно- и двухэтажными домами, фасад которых обращен во двор, а на улицу выходит лишь глухая стена. В центре города обязательно расположен базар, он же — средоточие ремесленного производства.
Напротив, приморские города имеют современный облик. Со стороны моря открываются мощные портовые сооружения, широкие прямые улицы с многоэтажными домами и развитым транспортом. На окраинах теснятся небольшие хижины городской бедноты.
Основу национальной одежды магрибцев составляют хлопчатобумажные штаны и рубахи, поверх которых надевается просторный бурнус — накидка. Бурнусы бывают различного цвета и качества: от грубых шерстяных до тонких с богатой вышивкой или из цветного шелка.
Пищевой рацион большинства магрибцев состоит в основном из ячменной или кукурузной похлебки, небольшого количества хлеба, картофеля, овощей и фруктов. Кочевники питаются финиками и продуктами животноводства — кислым молоком, сыром и далеко не всегда мясом.
В общественном строе народов Северной Африки сосуществуют элементы различных социально-экономических укладов. Исторически эти народы пережили в древности различные стадии раннеклассового общества, а со времени арабского завоевания во всех странах Северной Африки развивались феодальные отношения. Однако у кочевников Магриба и Восточного Судана длительное время