Тема 10. Причальный фронт морского порта
Причальный фронт - это гидротехническое сооружение, предназначенное для надежной стоянки судов во время их обслуживания в порту. Участок причального фронта, обслуживающий одно судно заданной длины, называется причалом.
Классификация причалов
По месту расположения:
а) береговые;
б) рейдовые.
По назначению:
1) грузовые;
2) вспомогательные;
3) пассажирские;
4) причалы для отстоя судов портофлота.
По типу конструкции:
1) гравитационные;
2) свайные.
По материалу изготовления:
1) деревянные;
2) железные;
3) бетонные;
4) железо-бетонные;
5) каменные.
По расположению причалов в плане:
1) фронтальное;
2) пирсовое;
3) смешанное;
4) ковшевое.
Расположение причалов в плане выбирают в зависимости:
а) от топографических условий;
б) от гидрологических факторов;
в) от принятой технологии переработки грузов;
г) наличия возможностей создания водных и сухопутных подходов и подъездов к причалам.
а — фронтальное расположение вдоль прямолинейных или ломаных участков берега; б, в — фронтальное расположение в бассейнах; г, — пирсовое расположение.
Фронтальное расположение причалов:
При фронтальном расположении причалов упрощается строительство и прокладка коммуникаций, размещения тыловых складов. Более простая форма акватории упрощает маневрирование судов, уменьшает возможность скапливания льда.
Недостатки:
1) растянутость причального фронта не позволяет компактно располагать районы порта и затрудняет руководство перегрузочными работами.
2) требуется строительство искусственных оградительных сооружений большой протяженности.
Рекомендуется применять в искусственных открытых или закрытых бассейнах, в устьях рек или бухтах.
Пирсовое расположение причалов
Пирсы бывают широкие и узкие.
Узкие пирсы используются в большинстве случаев для пассажирских причалов, для специализированных причалов по бункеровке судов и для причалов для переработки наливных грузов. Ширина узких пирсов 25-60 м. 60 м. когда необходимо на пирсе расположить ж/д пути, обычно для переработки нефтеналивных грузов.
Широкие пирсы 240-300 м. Располагаются под прямым углом к берегу или под острым наклонные. На широкие пирсы выносятся коммуникации, подъездные пути и склады. Не рекомендуется вынос складов-холодильников.
Достоинства:
1) Представляет собой рациональную схему пригодную в большинстве случаев для рациональной компоновки порта.
2) Сокращается протяженность искусственных оградительных сооружений.
Недостатки:
1) Некоторое недоиспользование территории в местах расположения ж/д и автомобильных съездов на пирсы.
2) Трудность использования торцевых частей в качестве причалов.
3) Трудность создания значительных складских площадей непосредственно на пирсе.
4) Значительная удаленность тыловых складских площадей.
5) Усложнение проектирования и строительства по сравнению с фронтальным расположением.