Проявляла себя как сила, чтобы она не была желанием возобладания, желанием

Усмирения, желанием господства, жаждою врагов, сопротивлений и триумфов,

Столь же бессмысленно, как требовать от слабости, чтобы она проявляла себя

Как сила. Некий квантум силы является таким же квантумом порыва, воли,

Действования - более того, он и есть не что иное, как само это побуждение,

Желание, действование, и лишь вследствие языкового обольщения (и окаменевших

В нем коренных заблуждений разума), которое по недоразумению понимает всякое

действование как нечто обусловленное действующим, "субъектом", может это

Представляться иначе. Совершенно так же, как народ отделяет молнию от ее

Сверкания и принимает последнее за акцию, за действие некоего субъекта,

Именуемого молнией, так же и народная мораль отделяет силу от проявлений

Силы, как если бы за сильным наличествовал некий индифферентный субстрат,

Который был бы волен проявлять либо не проявлять силу. Но такого субстрата

нет; не существует никакого "бытия", скрытого за поступком, действованием,

становлением; "деятель" просто присочинен к действию - действие есть все. По

Сути, народ удваивает действие, вынуждая молнию сверкать: это -

Действие-действие; одно и то же свершение он полагает один раз как причину и

Затем еще один раз как ее действие. Естествоиспытатели поступают не лучше,

когда они говорят: "сила двигает, сила причиняет" и тому подобное, - вся

Наша наука, несмотря на ее расчетливость, ее свободу от аффекта, оказывается

Еще обольщенной языком и не избавилась от подсунутых ей ублюдков,

"субъектов" (таким ублюдком является, к примеру, атом, равным образом

кантовская "вещь в себе"); что же удивительного в том, если вытесненные,

Скрыто тлеющие аффекты мести и ненависти используют для себя эту веру и не

Поддерживают, в сущности, ни одной веры с большим рвением, чем веру в то,

Что сильный волен быть слабым, а хищная птица - ягненком; ведь тем самым они

Занимают себе право вменять в вину хищной птице то, что она - хищная

Птица... Когда угнетенные, растоптанные, подвергшиеся насилию увещевают себя

из мстительной хитрости бессилия: "будем иными, чем злые, именно, добрыми! А

Добр всякий, кто не совершает насилия, кто не оскорбляет никого, кто не

Нападает, кто не воздает злом за зло, кто препоручает месть Богу, кто


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: