Усмирения, желанием господства, жаждою врагов, сопротивлений и триумфов,
Столь же бессмысленно, как требовать от слабости, чтобы она проявляла себя
Как сила. Некий квантум силы является таким же квантумом порыва, воли,
Действования - более того, он и есть не что иное, как само это побуждение,
Желание, действование, и лишь вследствие языкового обольщения (и окаменевших
В нем коренных заблуждений разума), которое по недоразумению понимает всякое
действование как нечто обусловленное действующим, "субъектом", может это
Представляться иначе. Совершенно так же, как народ отделяет молнию от ее
Сверкания и принимает последнее за акцию, за действие некоего субъекта,
Именуемого молнией, так же и народная мораль отделяет силу от проявлений
Силы, как если бы за сильным наличествовал некий индифферентный субстрат,
Который был бы волен проявлять либо не проявлять силу. Но такого субстрата
нет; не существует никакого "бытия", скрытого за поступком, действованием,
|
|
становлением; "деятель" просто присочинен к действию - действие есть все. По
Сути, народ удваивает действие, вынуждая молнию сверкать: это -
Действие-действие; одно и то же свершение он полагает один раз как причину и
Затем еще один раз как ее действие. Естествоиспытатели поступают не лучше,
когда они говорят: "сила двигает, сила причиняет" и тому подобное, - вся
Наша наука, несмотря на ее расчетливость, ее свободу от аффекта, оказывается
Еще обольщенной языком и не избавилась от подсунутых ей ублюдков,
"субъектов" (таким ублюдком является, к примеру, атом, равным образом
кантовская "вещь в себе"); что же удивительного в том, если вытесненные,
Скрыто тлеющие аффекты мести и ненависти используют для себя эту веру и не
Поддерживают, в сущности, ни одной веры с большим рвением, чем веру в то,
Что сильный волен быть слабым, а хищная птица - ягненком; ведь тем самым они
Занимают себе право вменять в вину хищной птице то, что она - хищная
Птица... Когда угнетенные, растоптанные, подвергшиеся насилию увещевают себя
из мстительной хитрости бессилия: "будем иными, чем злые, именно, добрыми! А
Добр всякий, кто не совершает насилия, кто не оскорбляет никого, кто не
Нападает, кто не воздает злом за зло, кто препоручает месть Богу, кто