Против самого человека. Вражда, жестокость, радость преследования,
Нападения, перемены, разрушения - все это повернутое на обладателя самих
инстинктов: таково происхождение "нечистой совести". Человек, который, за
Отсутствием внешних врагов и препятствий, втиснутый в гнетущую тесноту и
Регулярность обычая, нетерпеливо терзал, преследовал, грыз, изнурял, истязал
Самого себя, этот бьющийся до крови о решетки своей клетки зверь, которого
хотят "приручить", этот лишенец и изводящий себя ностальгик по пустыне,
Сподобившийся сколотить из самого себя авантюру и застенок, некое подобие
Ненадежной и опасной целины, - этот дурень, этот тоскующий и безутешный
пленник стал изобретателем "нечистой совести". Но с этого и началось
Величайшее и тревожнейшее заболевание, от которого человечество не
Оправилось и по сей день, страдание человека человеком, самим собою, как
Следствие насильственного отпарывания от животного прошлого, как бы некоего
Прыжка и падения в новую обстановку и условия существования, объявления
Войны старым инстинктам, на которых зиждились доныне его сила, радость и
Внушаемый им страх. Добавим сразу же, что, с другой стороны, самим фактом
Обернувшейся на себя, выступающей против себя души животного на земле
Появилось нечто столь новое, глубокое, неслыханное, загадочное,
Противоречивое и перспективное, что благодаря этому сама конфигурация земли
Претерпела существенное изменение. Действительно, понадобились божественные
Зрители, чтобы отдать должное завязавшейся таким образом комедии, чей исход
Остается еще совершенно непредвиденным, - слишком утонченной, слишком
Чудесной, слишком парадоксальной комедии, чтобы позволительно было
Разыгрывать ее бестолково неприметным образом на каком-нибудь забавном
созвездии! С тех пор человек поставлен на кон и предоставлен самым
Неожиданным и самым волнующим выбросам игральных костей, которыми мечет
"великое дитя" Гераклита, называйся оно Зевсом или Случаем, - он приковывает
К себе интерес, напряжение, надежду, почти уверенность, словно бы с ним
Возвещалось нечто, приуготавливалось нечто, словно бы человек был не целью,
Но лишь путем, инцидентом, мостом, великим обещанием...
Предпосылкой этой гипотезы о происхождении нечистой совести служит,
Во-первых, то, что названное изменение не было ни постепенным, ни
Добровольным и представляло собою не органическое врастание в новые условия,
Но разрыв, прыжок, принуждение, неотвратимый рок, против которого