Длительнейшего периода времени не свидетельствовало о том, что приходится

иметь дело с "виновным". Речь шла просто о зачинщике зла, о каком-то

Безответственном осколке рока. И тот, на кого впоследствии, опять же как

осколок рока, падало наказание, не испытывал при этом иной "внутренней

муки", чем в случаях, скажем, внезапной, непредвиденной напасти, ужасного

Природного бедствия, срывающейся и раздавливающей каменной глыбы, с чем уже

И вовсе нельзя бороться.

Это дошло как-то, каким-то мудреным образом до сознания Спинозы (к

Досаде его толкователей, прямо-таки старающихся исказить его в этом месте,

Например Куно Фишера), когда однажды в послеобеденное время - кто знает, о

Какое он терся воспоминание, - ему пришлось размышлять над вопросом, что

Собственно осталось в нем самом от знаменитого morsus conscientiae - в нем,

Выдворившем добро и зло в область человеческого воображения и злобно

защищавшем честь своего "свободного" Бога от тех кощунников, чьи утверждения

доходили до того, будто Бог творит все sub ratione boni ("это, однако,

Значило бы подчинить Бога судьбе и было бы поистине величайшей из всех

бессмыслиц" -). Мир для Спинозы снова вернулся к невинности, в которой он

Пребывал до изобретения нечистой совести, - что же тем самым вышло из morsus

conscientiae? "Противоположность gaudium, - сказал он себе наконец, -

Печаль, сопровождаемая представлением о некой прошедшей вещи, которая не

оправдала надежд". Eth. III propos. XVII schol. I, II. He иначе, чем

Спиноза, чувствовали на протяжении тысячелетий относительно своего

"прошедшего проступка" настигнутые карой зачинщики зла: "тут что-то

неожиданно пошло вкривь и вкось", не: "я не должен был делать этого", - они

Покорялись наказанию, как покоряются болезни, несчастью или смерти, с тем

Храбрым безропотным фатализмом, каковым, например, еще и сегодня русские

Превосходят нас, западных людей, в жизненном поведении. Если тогда

Существовала критика поступка, то в критике на деле изощрялся ум: без

Сомнения, мы должны искать доподлинный эффект наказания прежде всего в

Изощрении ума, в растяжении памяти, в намерении идти впредь на дело с

Большей осторожностью, недоверчивостью, скрытностью, в осознании того, что

Многое раз и навсегда оказывается не по плечу, в росте самокритичности. Чего

В итоге можно достичь наказанием у человека и зверя, так это увеличения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: