Но в то же время здесь слышно и видно, что и этот олимпийский зритель и

судья далек от того, чтобы невзлюбить их за это и быть о них дурного мнения:

"что за сумасброды!" - так думает он, взирая на злодеяния смертных, - а

"сумасбродство", "безрассудство", толику "чокнутости" допускали в себе даже

Греки наиболее сильного и отважного времени в качестве причины множества

скверных и гибельных вещей - сумасбродство, не грех! понимаете ли вы это?..

Но даже и эта чокнутость была проблемой: "а как она возможна? откуда могла

Она собственно возникнуть в таких головах, как наши, у нас, людей

Благородного происхождения, счастья, удачливости, изысканного общества,

аристократичности, добродетели?" - так на протяжении столетий спрашивал себя

Благородный грек при виде каждой непонятной ему мерзости и злодеяния,

которыми бесчестил себя один из равных ему. "Его, должно быть, одурачил

бог", - говорил он себе наконец, покачивая головой... Эта увертка типична

Для греков... Таким вот образом служили тогда боги для того, чтобы до

известной степени оправдывать человека и в дурном; они служили причиной зла:

Они брали на себя в то время не наказание, а - что гораздо благороднее -

Вину...

- Я заканчиваю тремя вопросительными знаками, это вполне очевидно.

"Воздвигается ли здесь по сути идеал или разрушается?" - так, может статься,

Спросят меня... Но достаточно ли вы спрашивали самих себя, как дорого

Оплачивалось на земле воздвижение всякого идеала? Сколько действительности

Должно было быть очернено и недопонято ради этого, сколько освящено лжи,

сколько сбито с толку совести, сколько всякий раз пожертвовано "Бога"? Чтобы

Можно было воздвигнуть святыню, нужно разбить святыню: это закон - покажите

мне случай, где он не был исполнен!.. Мы, нынешние люди, мы предстаем

Наследниками целых тысячелетий вивисекции совести и жестокого обращения с

Животными в самих себе: в этом наша длительнейшая выучка, возможно, наше

Художество, во всяком случае наша истонченность, избалованность нашего

вкуса. Слишком долго смотрел человек "дурным глазом" на свои естественные

склонности, пока наконец они не породнились в нем с "дурной совестью". Сама

По себе была бы возможна и обратная попытка - но у кого достанет на это сил?

- именно, породнить с нечистой совестью неестественные склонности, все эти

Устремления к потустороннему, противочувственному, противоинстинктивному,

Противоприродному, противоживотному, короче, прежние идеалы, являющиеся в

Совокупности жизневраждебными и мироклеветническими. К кому обратиться нынче


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: