Примирениях; переход к всемирным империям сопряжен всегда с переходом к

Всемирным божествам; деспотизм своим превозмоганием независимого дворянства

Всегда также расчищает путь какому-либо монотеизму). Восхождение

Христианского Бога, как максимального Бога, достигшего пика градации,

Повлекло за собою и максимум чувства вины на земле. Допустив, что мы наконец

Вступили в обратное движение, позволительно было бы с немалой степенью

Вероятности заключить из неудержимого упадка веры в христианского Бога, что

Уже и теперь в человеке налицо значительный спад сознания вины; в любом

Случае не следует исключать шанса, что полная и совершенная победа атеизма

Смогла бы освободить человечество от всего этого чувства задолженности

Своему началу, своей causa prima. Атеизм и нечто вроде второй невинности

Связаны друг с другом. -

Сказанное вкратце и вчерне относится к связи понятий "вина", "долг" с

Религиозными предпосылками: я умышленно не затронул покуда собственно

Морализации этих понятий (смещения их в совесть, точнее смешения нечистой

Совести с понятием Бога) и даже в конце предыдущей главки высказывался в

Таком ключе, словно бы этой морализации и не было вовсе, а значит так,

Словно бы названные понятия впредь неизбежно близились к концу с устранением

их предпосылки - веры в нашего "заимодавца", Бога. Реальное положение вещей

До ужасного расходится с этим. С морализацией понятий вины и долга, со

Смещением их в нечистую совесть предпринята, собственно говоря, попытка

Обратить вспять направление только что описанного развития, по меньшей мере

Амортизировать его движение: именно теперь должен был раз и навсегда

Пессимистически закрыться шанс на окончательную уплату, теперь должен был

Взгляд безутешно отскочить рикошетом от железной невозможности, теперь

должны были эти понятия "вина" и "долг" обернуться вспять - против кого же?

Сомнений нет: прежде всего против "должника", в котором отныне нечистая

Совесть приживается, въедается, распространяется и полипообразно растет

Вширь и вглубь, покуда наконец с нерасторжимостью вины не зачинается и

нерасторжимость искупления, мысль о ее неоплатности (о "вечном наказании"),

- но под конец даже против "заимодавца", будут ли при этом думать о causa

Prima человека, о начале рода человеческого, о родоначальнике его, связанном

отныне проклятием ("Адам", "первородный грех", "несвобода воли"), или о


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: