Всемирным божествам; деспотизм своим превозмоганием независимого дворянства
Всегда также расчищает путь какому-либо монотеизму). Восхождение
Христианского Бога, как максимального Бога, достигшего пика градации,
Повлекло за собою и максимум чувства вины на земле. Допустив, что мы наконец
Вступили в обратное движение, позволительно было бы с немалой степенью
Вероятности заключить из неудержимого упадка веры в христианского Бога, что
Уже и теперь в человеке налицо значительный спад сознания вины; в любом
Случае не следует исключать шанса, что полная и совершенная победа атеизма
Смогла бы освободить человечество от всего этого чувства задолженности
Своему началу, своей causa prima. Атеизм и нечто вроде второй невинности
Связаны друг с другом. -
Сказанное вкратце и вчерне относится к связи понятий "вина", "долг" с
Религиозными предпосылками: я умышленно не затронул покуда собственно
Морализации этих понятий (смещения их в совесть, точнее смешения нечистой
|
|
Совести с понятием Бога) и даже в конце предыдущей главки высказывался в
Таком ключе, словно бы этой морализации и не было вовсе, а значит так,
Словно бы названные понятия впредь неизбежно близились к концу с устранением
их предпосылки - веры в нашего "заимодавца", Бога. Реальное положение вещей
До ужасного расходится с этим. С морализацией понятий вины и долга, со
Смещением их в нечистую совесть предпринята, собственно говоря, попытка
Обратить вспять направление только что описанного развития, по меньшей мере
Амортизировать его движение: именно теперь должен был раз и навсегда
Пессимистически закрыться шанс на окончательную уплату, теперь должен был
Взгляд безутешно отскочить рикошетом от железной невозможности, теперь
должны были эти понятия "вина" и "долг" обернуться вспять - против кого же?
Сомнений нет: прежде всего против "должника", в котором отныне нечистая
Совесть приживается, въедается, распространяется и полипообразно растет
Вширь и вглубь, покуда наконец с нерасторжимостью вины не зачинается и
нерасторжимость искупления, мысль о ее неоплатности (о "вечном наказании"),
- но под конец даже против "заимодавца", будут ли при этом думать о causa
Prima человека, о начале рода человеческого, о родоначальнике его, связанном
отныне проклятием ("Адам", "первородный грех", "несвобода воли"), или о