Значительный факт, именно: болезненность, присущая известному нам доныне
Типу человека, по крайней мере человека, сделанного ручным, физиологическая
Агония человека, борющегося со смертью (точнее: с пресыщением жизнью, с
усталостью, с желанием "конца"). Аскетический священник есть ставшее плотью
Желание некоего ино-бытия, где-нибудь-бытия, да к тому же высшая степень
Этого желания, его самосущая пылкость и страсть; но как раз сила его желания
И оборачивается здесь связующими его путами: она-то и делает его орудием,
Сподручным для создания более благоприятных условий здесь-бытия и
Человеко-бытия, - именно с помощью этой силы поддерживает он существование
Целого гурта неудачников, недовольцев, лишенцев, горемык, в-себе страдальцев
Всякого рода, инстинктивно идя впереди них, словно пастух. Меня уже
Понимают: этот аскетический священник, этот мнимый враг жизни, этот
Отрицатель - он-то и принадлежит к великим консервирующим и утвердительным
|
|
Силам жизни... С чем связана она, названная болезненность? Ибо человек - что
И говорить - больнее, неувереннее, изменчивее, неопределеннее любого другого
Животного - он есть больное животное вообще; откуда это? Верно и то, что он
Больше рисковал, затейничал, упрямствовал, бросал вызов судьбе, нежели все
Прочие животные вкупе: он, великий самоэкспериментатор, неугомон,
Ненасытник, борющийся за право быть первым со зверьми, природой и богами, -
Неисправимый строптивец, вечный заложник будущего, одуревший от собственной
Прущей куда-то силы, так что и само его будущее беспощадно, точно шпора,
Вонзается в плоть каждого переживаемого им момента, - возможно ли, чтобы
Такое отважное и щедрое животное не было чаще всего взято на мушку и не
Оказалось наиболее затяжно и запущенно больным среди всех больных
Животных?.. Часто это порядком надоедает человеку, случаются целые эпидемии
Подобного пресыщения (- так, к 1348 году, во время пляски смерти); но даже
И это отвращение, эта усталость, эта досада на самого себя проступает в нем
Столь властным образом, что тотчас же оборачивается новыми путами. Его Нет,
Которое он говорит жизни, как бы по волшебству извлекает на свет целое
Изобилие более нежных Да; и даже когда он ранит себя, этот мастер
Разрушения, саморазрушения, - то сама-то рана и принуждает его следом
Жить...
Чем нормальнее болезненность человека - а мы не можем оспаривать этой
Нормальности, - тем больше следовало бы дорожить редкими случаями
Душевно-телесной мощи, счастливыми случаями человека, тем строже оберегать