Стать врачом, ему надобно прежде наносить раны; утоляя затем боль

Причиняемую раной, он в то же время отравляет рану - уж здесь-то он знает

Толк, этот чародей и укротитель хищных зверей, в чьем окружении все здоровое

Неизбежно делается больным, а все больное - неизбежно ручным. На деле он

Весьма недурно защищает свое больное стадо, сей диковинный пастух, -

Защищает его и от него же самого, от теплящейся в самом стаде низости,

Коварства, злокозненности и всего, что только ни свойственно между собой

Больным и одержимым; он борется умно, твердо и исподтишка с анархией и с

Ежемгновенно угрожающим стаду саморазложением, в котором все скапливается и

Скапливается опаснейшее взрывчатое вещество, ressentiment. Обезвредить эту

Взрывчатку таким образом, чтобы она не разнесла в клочья ни стада, ни

Пастуха, - в этом и состоит его своеобычный фокус, в этом также высочайшая

Его полезность; если бы понадобилось уместить ценность священнического

существования в кратчайшую формулу, то пришлось бы сказать без стеснения:

Священник есть переориентировщик ressentiment. Ибо каждый страждущий

Инстинктивно подыскивает причину к своему страданию; точнее, зачинщика, еще

Точнее, предрасположенного к страданию виновника - короче, нечто живое, на

Котором он мог бы кулаками или in effigie разрядить под каким-либо предлогом

Свои аффекты: ибо разряжение аффекта для страдающего есть величайшая попытка

Облегчения, т. е. обезболивания, непроизвольно вожделеемый им наркотик

Против всякого рода мучений. Тут-то, подозреваю я, и следует искать

Действительную физиологическую причину ressentiment, мести и их придатков,

Стало быть, в потребности заглушить боль путем аффекта, - вообще же причину

Эту весьма ошибочно, на мой взгляд, ищут в оборонительном контрударе, в

простой защитной реакции, в "моторном рефлексе" при внезапном повреждении

Или угрозе, вроде того, как это делает еще обезглавленная лягушка, чтобы

Избавиться от едкой кислоты. Но разница тут фундаментальная: в одном случае

Хочется избежать дальнейших повреждений, в другом - заглушить мучительную,

Подспудную, изводящую боль более резкой эмоцией какого угодно рода и хотя бы

На мгновение вытеснить ее из сознания - для этого нужен аффект, как нельзя

Более дикий аффект, а для возбуждения его - первый подвернувшийся под руку

повод. "Кто-нибудь должен же нести вину за то, что мне плохо" - такого рода

Умозаключение характерно для всех болезненных существ, и притом тем в

Большей степени, чем глубже скрыта от них истинная причина их дурного


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: