Причиняемую раной, он в то же время отравляет рану - уж здесь-то он знает
Толк, этот чародей и укротитель хищных зверей, в чьем окружении все здоровое
Неизбежно делается больным, а все больное - неизбежно ручным. На деле он
Весьма недурно защищает свое больное стадо, сей диковинный пастух, -
Защищает его и от него же самого, от теплящейся в самом стаде низости,
Коварства, злокозненности и всего, что только ни свойственно между собой
Больным и одержимым; он борется умно, твердо и исподтишка с анархией и с
Ежемгновенно угрожающим стаду саморазложением, в котором все скапливается и
Скапливается опаснейшее взрывчатое вещество, ressentiment. Обезвредить эту
Взрывчатку таким образом, чтобы она не разнесла в клочья ни стада, ни
Пастуха, - в этом и состоит его своеобычный фокус, в этом также высочайшая
Его полезность; если бы понадобилось уместить ценность священнического
существования в кратчайшую формулу, то пришлось бы сказать без стеснения:
|
|
Священник есть переориентировщик ressentiment. Ибо каждый страждущий
Инстинктивно подыскивает причину к своему страданию; точнее, зачинщика, еще
Точнее, предрасположенного к страданию виновника - короче, нечто живое, на
Котором он мог бы кулаками или in effigie разрядить под каким-либо предлогом
Свои аффекты: ибо разряжение аффекта для страдающего есть величайшая попытка
Облегчения, т. е. обезболивания, непроизвольно вожделеемый им наркотик
Против всякого рода мучений. Тут-то, подозреваю я, и следует искать
Действительную физиологическую причину ressentiment, мести и их придатков,
Стало быть, в потребности заглушить боль путем аффекта, - вообще же причину
Эту весьма ошибочно, на мой взгляд, ищут в оборонительном контрударе, в
простой защитной реакции, в "моторном рефлексе" при внезапном повреждении
Или угрозе, вроде того, как это делает еще обезглавленная лягушка, чтобы
Избавиться от едкой кислоты. Но разница тут фундаментальная: в одном случае
Хочется избежать дальнейших повреждений, в другом - заглушить мучительную,
Подспудную, изводящую боль более резкой эмоцией какого угодно рода и хотя бы
На мгновение вытеснить ее из сознания - для этого нужен аффект, как нельзя
Более дикий аффект, а для возбуждения его - первый подвернувшийся под руку
повод. "Кто-нибудь должен же нести вину за то, что мне плохо" - такого рода
Умозаключение характерно для всех болезненных существ, и притом тем в
Большей степени, чем глубже скрыта от них истинная причина их дурного