Самочувствия, причина физиологическая ( - она, к примеру, может корениться в

Заболевании nervus sympathicus, или в чрезмерном выделении желчи, или в

Низком проценте серно- и фосфорнокислого калия в крови, или в спазмах

Брюшины, задерживающих кровообращение, или в дегенерации яичников и т. п.).

Всем страдающим без исключения свойственна ужасающая охочесть и

Изобретательность в отыскании предлогов к мучительным аффектам; они

Наслаждаются уже своей подозрительностью, ломая головы над всяческими злыми

Умыслами и мнимыми ущемленностями, они роются в потрохах своего прошлого и

Настоящего в поисках темных, сомнительных историй, где им вмочь

Сибаритствовать среди избытка мучительных подозрений и опьяняться ядом

Собственной злобы, - они бередят старые зарубцованные раны, они истекают

Кровью из давно залеченных рубцов, им мерещатся злодеи в друзьях, женщинах,

детях, во всех ближних. "Я страдаю: должен же кто-нибудь быть в этом

виновным" - так думает каждая хворая овца. А пастух ее, аскетический

священник, говорит ей: "Поистине, овца моя! кто-то должен быть виновным в

Этом: но этот кто-то есть ты сама, ты сама и виновна в этом - ты сама только

и виновна в себе!"... Это сказано достаточно смело, достаточно лживо: но

Одно по крайней мере достигнуто этим, я говорил уже, - переориентировка

Ressentiment.

Читатель уже догадывается, на что, согласно моему представлению,

Минимум покусился врачующий инстинкт жизни в роли аскетического священника и

К чему понадобилась ему временная тирания таких парадоксальных и

паралогических понятий, как "вина", "грех", "греховность", "пагуба",

"осуждение": к тому, чтобы до известной степени обезвредить больных,

Уничтожить неисцелимых их собственными руками, строго ориентировать не столь

Уж безнадежных на самих себя, обратить вспять направление их ressentiment

("Единое на потребу" -) и таким образом использовать дурные инстинкты всех

Страждущих в целях самодисциплинирования, самоконтролирования,

самопреодоления. Совершенно очевидно, что при такого рода "медикации",

Простой аффектотерапии, не может быть и речи о действительном исцелении

Больных в физиологическом смысле; было бы непозволительно даже утверждать,

Что в намерения и виды инстинкта жизни вообще входило здесь исцеление.

Своего рода столпление и организация больных, с одной стороны (- слово

"церковь" есть популярнейшее наименование этого), своего рода обеспечение

Крепче сколоченных, полнее отлитых экземпляров - с другой, стало быть,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: