Заболевании nervus sympathicus, или в чрезмерном выделении желчи, или в
Низком проценте серно- и фосфорнокислого калия в крови, или в спазмах
Брюшины, задерживающих кровообращение, или в дегенерации яичников и т. п.).
Всем страдающим без исключения свойственна ужасающая охочесть и
Изобретательность в отыскании предлогов к мучительным аффектам; они
Наслаждаются уже своей подозрительностью, ломая головы над всяческими злыми
Умыслами и мнимыми ущемленностями, они роются в потрохах своего прошлого и
Настоящего в поисках темных, сомнительных историй, где им вмочь
Сибаритствовать среди избытка мучительных подозрений и опьяняться ядом
Собственной злобы, - они бередят старые зарубцованные раны, они истекают
Кровью из давно залеченных рубцов, им мерещатся злодеи в друзьях, женщинах,
детях, во всех ближних. "Я страдаю: должен же кто-нибудь быть в этом
виновным" - так думает каждая хворая овца. А пастух ее, аскетический
|
|
священник, говорит ей: "Поистине, овца моя! кто-то должен быть виновным в
Этом: но этот кто-то есть ты сама, ты сама и виновна в этом - ты сама только
и виновна в себе!"... Это сказано достаточно смело, достаточно лживо: но
Одно по крайней мере достигнуто этим, я говорил уже, - переориентировка
Ressentiment.
Читатель уже догадывается, на что, согласно моему представлению,
Минимум покусился врачующий инстинкт жизни в роли аскетического священника и
К чему понадобилась ему временная тирания таких парадоксальных и
паралогических понятий, как "вина", "грех", "греховность", "пагуба",
"осуждение": к тому, чтобы до известной степени обезвредить больных,
Уничтожить неисцелимых их собственными руками, строго ориентировать не столь
Уж безнадежных на самих себя, обратить вспять направление их ressentiment
("Единое на потребу" -) и таким образом использовать дурные инстинкты всех
Страждущих в целях самодисциплинирования, самоконтролирования,
самопреодоления. Совершенно очевидно, что при такого рода "медикации",
Простой аффектотерапии, не может быть и речи о действительном исцелении
Больных в физиологическом смысле; было бы непозволительно даже утверждать,
Что в намерения и виды инстинкта жизни вообще входило здесь исцеление.
Своего рода столпление и организация больных, с одной стороны (- слово
"церковь" есть популярнейшее наименование этого), своего рода обеспечение
Крепче сколоченных, полнее отлитых экземпляров - с другой, стало быть,