Чувством недовольства; справимся вкратце о ее важнейших приемах и формах. (Я
Опускаю здесь по понятным причинам собственно философскую борьбу с чувством
Недовольства, которая, как правило, всегда протекает одновременно с
Названной и сбоку припека, - она достаточно интересна, но слишком абсурдна,
Слишком практически безразлична, слишком паутинна и пустячна, когда, скажем,
Должно быть доказано, что боль есть заблуждение, и для этого берется наивная
Предпосылка, что боль, раз уж в ней опознали ошибку, должна-де исчезнуть -
но вот же! ей и в голову не приходит исчезнуть...) С тем доминирующим
Недовольством борются, во-первых, средствами, сокращающими до самого низкого
Минимума чувство жизни вообще. Никакой, насколько это возможно, воли,
Никаких вообще желаний; избегать всего, что приводит к аффекту, что
вырабатывает "кровь" (не употреблять в пищу соли: гигиена факира); не
Любить; не ненавидеть; невозмутимость; не мстить за себя; не обогащаться; не
|
|
Работать; нищенствовать; по возможности никакой женщины или как можно меньше
женщины; в духовном плане принцип Паскаля: "il faut s'abetir". Результат,
выражаясь морально-психологически, - "обезличение", "иже во святых";
Выражаясь физиологически: гипнотизирование - попытка сколотить для человека
Нечто вроде того, чем является зимняя спячка для некоторых животных видов и
Летняя спячка для многих тропических растений, некий минимум потребления
Веществ и обмена веществ, при котором жизнь едва теплится, не доходя
Собственно до сознания. Для этой цели было пущено в ход поразительное
Количество человеческой энергии -- точно ли попусту?.. Что названным
sportsmen "святости", которыми изобилуют все времена и почти все народы,
Действительно удалось избавиться от того, с чем они боролись путем столь
Жесткого training, - в этом нисколько нельзя сомневаться: в бесчисленных
Случаях они и в самом деле отделывались от той глубокой физиологической
Депрессии с помощью своей системы гипнотизирующих средств; оттого-то их
Методика и относится к числу наиболее общих этнологических фактов. Равным
Образом недопустимо причислять уже само по себе такое намерение взять
Измором плоть и плотские страсти к симптомам умопомешательства (как это
соизволит делать неотесанная порода жрущих ростбифы "вольнодумцев" и юнкеров
Кристофов). Но тем достовернее, что оно оказывается, может оказаться путем
ко всякого рода душевным расстройствам, скажем к "иллюминациям", как у