добропорядочно-изолгавшись. Эти "добрые люди" - все они изморалились нынче
Дотла и навек осрамились по части честности: кто бы из них выдержал еще
правду "о человеке"!.. Или ставя более хваткий вопрос: кто бы из них вынес
Правдивую биографию?.. Несколько примет: лорд Байрон оставил о себе ряд
заметок чисто личного характера, но Томас Мур был для этого "слишком добр":
Он сжег бумаги своего друга. То же самое, говорят, сделал доктор Гвиннер,
Душеприказчик Шопенгауэра: ибо и Шопенгауэр набросал что-то о себе и,
возможно, также против себя ("[познай себя]"). Смекалистый американец Тайер,
Биограф Бетховена, вдруг прервал свою работу: дойдя до какого-то пункта этой
Почтенной и наивной жизни, он не выдержал ее больше... Мораль: какой умный
Человек написал бы еще о себе нынче искреннее слово? - ему пришлось бы для
Этого вступить в орден святого Сумасбродства. Нам обещают автобиографию
Рихарда Вагнера - кто сомневается в том, что это будет умная
Автобиография?.. Вспомним еще тот комический ужас, в который поверг Германию
Католический священник Янссен своим непостижимо квадратным и простодушным
Изображением немецкого движения Реформации; что стряслось бы, расскажи нам
Однажды кто-нибудь об этом движении иначе, расскажи нам однажды настоящий
Психолог о настоящем Лютере, уже не с моралистической простотой сельского
Пастора, уже не со слащавой и расшаркивающейся стыдливостью протестантских
Историков, а, скажем, с тэновским бесстрашием, движимый душевной силой, а не
Умной поблажкой в отношении силы?.. (Немцам, кстати сказать, удалось наконец
В довольно изящной форме произвести классический тип названной поблажки -
Они вправе отнести это на свой счет, зачесть в свою пользу: именно, в лице
Их Леопольда Ранке, этого прирожденного классического advocatus каждой causa
fortior, этого умнейшего из всех умных "приспешников факта".)
Но меня уже поняли - достаточное основание, не правда ли, в общем и
Целом, чтобы нам, психологам, удалось нынче избавиться от толики недоверия в
наш собственный адрес?.. Должно быть, и мы все еще "слишком добры" для
Своего ремесла, должно быть, и мы все еще жертвы, добыча, пациенты этого
Обмораленпого вкуса эпохи, сколь бы мы ни презирали его на свой лад, -
Должно быть, и в нас еще внесена его инфекция. От чего предостерегал-таки
тот дипломат, обращаясь к своим коллегам? "Прежде всего, господа, не будем