Общины наблюдается усиление нового интереса и у отдельного индивида -
Интереса, который довольно часто отрывает его от наиболее сокровенных очагов
его уныния, от его неприязни к себе ("despectio sui" Гейлинкса). Все
Больные, хворые, тщась отряхнуть с себя глухое недовольство и ощущение
Слабости, инстинктивно стремятся к стадной организации: аскетический
Священник угадывает этот инстинкт и потакает ему; всюду, где есть стада, там
Они поволены инстинктом слабости и организованы умом священника. Ибо не
Следует упускать этого из виду: сильные с такою же естественной
Необходимостью стремятся друг от друга, как слабые друг к другу; если первые
Сходятся, то случается это лишь в перспективе общей агрессивной акции и
общего удовлетворения их воли к власти, вопреки совести каждого из них;
Последние, напротив, сплачиваются, испытывая удовольствие как раз от этой
Сплоченности, - их инстинкт при этом утоляется ровно настолько, насколько по
|
|
сути раздражается и возмущается организацией инстинкт прирожденных "господ"
(т. е. человеческой породы хищника-одиночки). В основе каждой олигархии -
Вся история учит этому - всегда таится тираническая прихоть; каждая
Олигархия непрерывно сотрясается от напряжения, необходимого каждому
Входящему в нее индивиду, чтобы оставаться господином над этой прихотью.
(Так обстояло, к примеру, у греков. Платон свидетельствует об этом в сотне
Мест, Платон, знавший себе подобных - и самого себя...)
Средства аскетического священника, описанные нами до сих пор, - общее
Притупление чувства жизни, машинальная деятельность, дозированная радость,
прежде всего радость "любви к ближнему", стадная организация, пробуждение
Чувства коллективной власти, следовательно, заглушение индивидуальной досады
Самой по себе удовольствием при виде коллективного процветания - таковы, по
Современной мерке, его невинные средства в борьбе с недомоганием; обратимся
теперь к более интересным, "повинным". Во всех этих средствах дело идет об
Одном: о каком-то разгуле чувства - при использовании последнего в качестве
Эффективнейшего обезболивающего средства против тупой, парализующей,
Затяжной боли; оттого-то жреческая изобретательность и оказалась прямо-таки
неистощимой на выдумки во всем, что касалось этого одного вопроса: "чем
достигается разгул чувства?"... Это режет слух: очевидно, было бы гораздо