Доверять нашим первым душевным движениям, - сказал он, - они почти всегда

добры"... Так следовало бы нынче и каждому психологу обратиться к своим

Коллегам... И вот мы возвращаемся к нашей проблеме, которая и в самом деле

Требует от нас некоторой строгости, некоторого недоверия, в особенности к

"первым душевным движениям". Аскетический идеал на службе у умышленного

Разгула чувств - кто вспомнит предыдущее рассмотрение, тот предвосхитит уже

В существенном дальнейшее изложение, сжатое в эти восемь слов. Вывести

Однажды человеческую душу из всех ее пазов, так глубоко окунуть ее в ужас,

Стужу, пекло и восторги, чтобы она, точно от удара молнии, мигом отделалась

От всяческой мелюзги, прилипающей к недовольству, тупости, досаде, - какие

Пути ведут к этой цели? и среди них какие наверняка?.. В сущности,

Способностью этой наделены все значительные аффекты, при условии что им

Пришлось бы разрядиться внезапно: гнев, страх, похоть, месть, надежда,

Торжество, отчаяние, жестокость; и действительно, аскетический священник,

Без колебаний, взял себе на службу целую свору диких псов, разлаявшихся в

Человеке, попеременно спуская с цепи то одного, то другого, и всегда с

Одинаковой целью: разбудить человека из томительной скорби, загнать хотя бы

На время его тупую боль, его нерасторопное убожество, мотивируя это все еще

религиозной интерпретацией и "оправданием". Понятно, что каждый такой разгул

Чувства возмещается следом - он усугубляет болезнь: и оттого такого рода

пользование боли выглядит, по современной мерке, "достойным осуждения".

Следует, однако, справедливости ради тем более настаивать на том, что оно

Применялось с чистой совестью, что аскетический священник прописывал его,

Нисколько не сомневаясь в его целесообразности, даже необходимости, -

довольно часто и сам почти что надламываясь при виде им же содеянной юдоли;

Добавим также, что стремительные физиологические реванши подобных эксцессов,

Возможно, даже душевных расстройств, в сущности не противоречат совокупному

Смыслу этого рода предписания, целью которого, как отмечалось прежде, было

Не исцеление от болезней, но борьба с депрессивным состоянием, его

Смягчение, его заглушение. Эта же цель оказывалась достижимой и таким вот

Путем. Коронный прием, который позволял себе аскетический священник, чтобы

Вызвучить человеческую душу всякого рода раздирающей и экстатической

Музыкой, сводился - это знает каждый - к манипулированию чувством вины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: