добры"... Так следовало бы нынче и каждому психологу обратиться к своим
Коллегам... И вот мы возвращаемся к нашей проблеме, которая и в самом деле
Требует от нас некоторой строгости, некоторого недоверия, в особенности к
"первым душевным движениям". Аскетический идеал на службе у умышленного
Разгула чувств - кто вспомнит предыдущее рассмотрение, тот предвосхитит уже
В существенном дальнейшее изложение, сжатое в эти восемь слов. Вывести
Однажды человеческую душу из всех ее пазов, так глубоко окунуть ее в ужас,
Стужу, пекло и восторги, чтобы она, точно от удара молнии, мигом отделалась
От всяческой мелюзги, прилипающей к недовольству, тупости, досаде, - какие
Пути ведут к этой цели? и среди них какие наверняка?.. В сущности,
Способностью этой наделены все значительные аффекты, при условии что им
Пришлось бы разрядиться внезапно: гнев, страх, похоть, месть, надежда,
Торжество, отчаяние, жестокость; и действительно, аскетический священник,
|
|
Без колебаний, взял себе на службу целую свору диких псов, разлаявшихся в
Человеке, попеременно спуская с цепи то одного, то другого, и всегда с
Одинаковой целью: разбудить человека из томительной скорби, загнать хотя бы
На время его тупую боль, его нерасторопное убожество, мотивируя это все еще
религиозной интерпретацией и "оправданием". Понятно, что каждый такой разгул
Чувства возмещается следом - он усугубляет болезнь: и оттого такого рода
пользование боли выглядит, по современной мерке, "достойным осуждения".
Следует, однако, справедливости ради тем более настаивать на том, что оно
Применялось с чистой совестью, что аскетический священник прописывал его,
Нисколько не сомневаясь в его целесообразности, даже необходимости, -
довольно часто и сам почти что надламываясь при виде им же содеянной юдоли;
Добавим также, что стремительные физиологические реванши подобных эксцессов,
Возможно, даже душевных расстройств, в сущности не противоречат совокупному
Смыслу этого рода предписания, целью которого, как отмечалось прежде, было
Не исцеление от болезней, но борьба с депрессивным состоянием, его
Смягчение, его заглушение. Эта же цель оказывалась достижимой и таким вот
Путем. Коронный прием, который позволял себе аскетический священник, чтобы
Вызвучить человеческую душу всякого рода раздирающей и экстатической
Музыкой, сводился - это знает каждый - к манипулированию чувством вины.