Механический расчет вала

Расчет вала на жесткость. Сила тяжести (Н) сердечника ротора с обмоткой и участком вала по длине сердечника асинхронного двигателя

;(3-2)

синхронной машины

. (3-3)У машин постоянного тока определяют силу тяжести сердечника якоря с обмоткой иучастком вала по длине сердечника с прибавлением силы тяжести коллектора, принимая ее приложенной к середине сердечника:

(3-4)

Здесь - длина сердечника ротора или якоря без радиальных вентиляционных каналов, мм; и — наружный диаметр и длина коллектора, мм.

Для расчета прогиба вала составляют эскиз вала размерами (рис. 3-1)

Рис. 3-1. Эскиз вала к механическому расчету.

Для этого должна быть разработана предварительно конструкция машины. Вал разбивают на три участка: а, b и с.

Под воздействием силы тяжести прогиб вала посередине сердечника (мм)

,(3-5)

где Па — модуль упругости стали; а, b и — из рис. 3-1, мм.

Значения S a и Sb определяют в соответствии с размерами d, x и у, указанными на рисунке и с расположением расчетных данных по форме, указанной в табл. 3-2.

Таблица 3-2

Участок b
, мм , мм4 , мм , мм³ , мм3 , мм-1 , мм2 , мм2 , мм-2
  155·104   91· 10³ 91· 10³ 0,059 2,02·10³ 2,02·10³ 0,00130
  281·104   1953·103 1862·10³ 0,663 15,62·10³ 13,6·10³ 0,00484
  397·104   4492·10³ 2539·10³ 0,639 27,22·10³ 11,6·10³ 0,00292
  322·104   35937·10³ 31445·10³ 9,766 108,9·10³ 81,7·10³ 0,02537
S0 =11,128 Sb =0,03443
Участок а
, мм , мм4 , мм , мм3 , мм3 , мм-1
  155·104   91·10³ 91·10³ 0,059
  281·104   1953·10³ 1862·10³ 0,663
  322·104   50653·10³ 48700·10³ 15,124
                           

Sа = 15,846

В этой таблице и — диаметр и экваториальный момент инерции рассматриваемого участка вала, и — расстояния, соответствующие диаметру вала .

Экваториальный момент инерции вала (мм4)

.(3-6)

При работе машины возникает поперечная сила, вызываемая передачей через упругую муфту или клиноременной передачей и приложенная к выступающему концу вала.

Эта сила от передачи (Н)

, (3-7)

где =0,3 — при передаче упругой муфтой (учитывая неоднородность плотности втулок) и =1,8 - при передаче клиновыми ремнями (размеры упругих муфт принимают по приложению 37, а клиноременных шкивов — по приложению 38), r — радиус окружности расположения пальцев упругой муфты или окружности шкива, мм.

От поперечной силы передачи прогиб вала посередине сердечника (мм)

,(3-8)

где (рис. 3-1 и табл. 3-2).

Возникающий из-за неравномерности воздушного зазора, а также из-за прогиба вала под действием сил и Fn, - начальный расчетный эксцентриситет сердечника ротора или якоря (мм)

,(3-9)

где = 0,1 при ≥ 0,5 мм, =0,15 при <0,5 мм.

Эксцентриситет сердечника ротора или якоря вызывает неравенство магнитных потоков полюсов, а именно увеличение потоков в зоне меньших воздушных зазоров. При смещении сердечника на сила одностороннего магнитного притяжения (Н)

; (3-10)

при 2 р =2 вместо 0,15 в (3-10) подставляют 0,1.

Дополнительный прогиб от силы Т0 (мм)

.(3-11)

Увеличение прогиба на вызовет усиление силы магнитного притяжения, а следовательно, и дальнейшее увеличение прогиба. Так будет продолжаться до тех пор, пока магнитное притяжение и жесткость вала не уравновесятся. Под действием сил магнитного притяжения установившийся прогиб вала (мм)

.(3-12)

Когда отдельные составляющие прогиба суммируются (в худшем случае), результирующий прогиб вала (мм)

. (3-13)

Величина должна составлять не более 10% от у асинхронных двигателей и не более 12% у машин постоянного тока и синхронных машин; при превышении этого значения увеличивают диаметр вала в средней части с повторением расчета.

Определение критической частоты вращения. Первая критическая частота вращения машины может рассматриваться в качестве характеристики изгибной жесткости вала.

Прогиб (мм) от силы тяжести упругой полумуфты

, (3-14)

шкива

, (3-15)

где — сила тяжести соединительного устройства (упругой полумуфты или шкива); m — масса упругоймуфты или шкива (см. приложёния 37 и 38), кг.

С учетом влияния силы тяжести соединительного устройства первая критическая частота вращения (об/мин)

. (3-16)

Значения должно превышать максимальную рабочую частоту вращения не менее чем на 30%.

Расчет вала на прочность. Расчет ведется, исходя из теории максимальных касательных напряжений. Вал рассчитывают на участке с в наиболее нагруженном сечении 1—1 выступающего конца вала; в расчете прочности момент сопротивления определяют по диаметру выступающего конца вала, уменьшенному на высоту шпоночной канавки. На участке а напряжения будут ниже вследствие унификации диаметров вала под подшипниками. В рассматриваемом сечении вала на участие с изгибающий момент (Нм)

,(3-17)

где к = 2 — принимаемый коэффициент перегрузки.

При соединении машины упругой муфтой отрезки z 1 и с отсчитывают от середины втулки муфты. В этом случае (см. приложение 37)

. (3-18)

Соответственно определяют и другие размеры на участке с. При соединении машины шкивом z1 и с отсчитывают от середины длины выступающего конца вала.

Момент кручения (Н.м)

;(3-19)

момент сопротивления при изгибе (мм3)

.(3-20)

При совместном действии изгиба и кручения приведенное напряжение (Па)

= .(3-21)

Значение ни в одном сечении вала не должно превышать 0,7 , где — предел текучести качественной стали на растяжение:

Марка стали          
, Па 230·105 270·105 310·105 350·105 390·105

Пример расчета вала. Вал асинхронного двигателя (100 кВт, 1470 об/мин), соединенный с приводимым механизмом упругой муфтой: =288 мм; = 330 мм; =1 мм; муфта — тип МУВП 1—70 (см. приложение 37); m = 38,5 кг;

L = 288 мм; r = 95 мм. Размеры вала (см. рис. 3-1) мм: d1 =70; d2 =75; d3= 87; d4 =95; d5 = 90; d6 = 87; d7 = 75; с = 120; =45; = I25; =165; b = 330;. a = 370; =700; x1= 45; х2=125; t =7,5 (см. табл. 1-3); сталь 45.

Определение Sa, Sb и S0 по табл. 3-2.

Параметр Источник Расчет
, Н (3-2) 64·2882·330·10-6=1752
, мм (3-5) 1752(3702·11,128+3302·15,846)106/(3·2,06·1011·7002)=0,0188
, Нм (3-1) 9,55·100·103/1470=650
, Н (3-7) (0,3·650/95)103=2053
, мм (3-8) 2053·120 ·104/(3·2,06· 1011·7002)=0,0118
, мм (3-9) 0,1·1+0,0188+0.0118=0.1306
, Н (3-10) 0,15·288·300·0,1306/1=1692
, мм (3-11) 0,0188·1692/1752=0,0182
, мм (3-12) 0,0182/(1-0,0182/0.1306)=0.0211
, мм (3-13) 0,0188+0,0118+0,0211=0.0517 (менее допустимого значения = 0.1·1=0,1 мм)
, мм (3-14) 0.0118·9,81·38.5/(2·2053)=0,0011
, об/мин (3-16) 950 =6248 (больше минимально допустимого значения nкр =1.3·1470=1911 об/мин)
z1, мм (3-18) 288/2+58/2=173
, Нм (3-17) 2(2053+9,81·38,5/2)173·10-3=776
, Нм (3-19) 2·650=1300
, мм3 (3-20) 0,1(70-7,5)3=24414
, Па (3-21) (меньше допустимого для стали марки 45 значения =0,7·350·106=245·106 Па)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: